|
Т
– наука, которая занимается поиском в условиях взаимозависимости наилучших среди всех возможных действий («ходов») участников или изучением принципов выбора стратегии.
|
|
|
Арбитражный или внешний управляющий
лицо, которому решением арбитражного суда передаются функции внешнего управления имуществом должника.
|
|
|
Б
Банкрот
– фирма, неспособная удовлетворить за счет результатов своих текущих операций имущественные и денежные претензии кредиторов (в том числе и государственных органов).
|
|
|
Банкротство
– долговая несостоятельность предприятия, его отказ платить по своим обязательствам из-за отсутствия средств.
|
|
|
Банкротство злостное
– предъявление кредиторами или должниками фальшивых претензий, мошенническая передача или утаивание имущества, подлежащего описи, получение кредитов исключительно с целью избежать выплаты долгов.
|
|
|
Банкротство умышленное
– преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах неких третьих лиц, преднамеренно некомпетентное ведение дела.
|
|
|
Бухгалтерская прибыль
– прибыль предприятия, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предприятия, в том числе упущенной выгоды.
|
|
|
В
Валовая выручка
– совокупная выручка от реализации продукции (работ, услуг) предприятия.
|
|
|
Валовые или полные издержки
– денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.
|
|
|
Внешнее управление имуществом должника
– процедура по реорганизации предприятия, направленная на продолжение его деятельности и назначаемая арбитражным судом по заявлению предприятия-должника, его собственника или кредитора; процедура состоит в передаче функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.
|
|
|
Внешние или явные издержки предприятия
– все выплаты внешним по отношению к фирме поставщикам, которые оформляются бухгалтерскими документами.
|
|
|
Внутренние затраты предприятия
– затраты ресурсов, принадлежащих самому предприятию, а также нормальная прибыль.
|
|
|
Внутренняя норма доходности предприятия
– отношение получаемого дохода к сумме издержек, рассчитываемых с учетом внутренних затрат фирмы, что есть затрат с учетом использования принадлежащих предприятию ресурсов, а также дисконтированных потоков денежных средств.
|
|
|
Выбор стратегии
– принятие решения, учитывающего взаимозависимость.
|
|
|
Д
Диверсификация горизонтальная
– расширение ассортимента новыми товарами- аналогами для повышения интереса к ним у традиционных покупателей.
|
|
|
Диверсификация концентрическая
– расширение ассортимента путем выпуска новых товаров в дополнение к существующим.
|
|
|
Диверсификация производства
– одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий.
|
|
|
Дисконтированные затраты
– будущие затраты, приведенные к настоящему периоду, установление сегодняшнего эквивалента будущим затратам с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и периода времени.
|
|
|
Дисконтированные потоки денежных средств
– результат приведения к настоящему моменту (дисконтирования) будущих потоков денежных средств.
|
|
|
Доминантная стратегия
– стратегия, которая является предпочтительной для одного игрока вне зависимости от стратегии, которую выберет другой игрок.
|
|
|
Дуополист
– фирма - участник дуополистического рынка или дуополии.
|
|
|
Дуополия
– олигополистический рынок, имеющий всего двух участников.
|
|
|
Е
Естественная монополия
в отрасли возникает тогда, когда минимальный эффективный масштаб достаточно велик для того, чтобы на рынке оставалось место только для одного экономически эффективного производителя.
|
|
|
И
Игра
– ситуация, участники которой учитывают при принятии решений взаимозависимость.
|
|
|
Игроки
– участники, принимающие решения.
|
|
|
Излишек для потребителя
– разность между ценой, которую потребитель готов заплатить за благо, и фактически уплачиваемой ценой. Эта величина является мерой выгод потребителя от рыночной торговли.
|
|
|
К
Коммерческая тайна
– принадлежащая фирме информация, которая может при использовании ее конкурентами, нанести фирме-владельцу информации прямой или косвенный материальный ущерб.
|
|
|
Концентрация производства
– сосредоточение одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах одного региона.
|
|
|
Л
Ликвидация фирмы
– прекращение ее деятельности либо по решению общего собрания акционеров, либо по решению суда.
|
|
|
Линия краткосрочного предложения
для фирмы в условиях совершенной конкуренции представляет собой часть кривой краткосрочных предельных затрат, расположенную выше кривой краткосрочных переменных затрат.
|
|
|
Линия предложения фирмы
показывает, сколько единиц продукта фирма готова представлять на рынок при различных рыночных ценах.
|
|
|
М
Монополия
– фирма, контролирующая значительную часть выпуска на рынке товаров и услуг, благодаря чему она может самостоятельно определять цены на этом рынке.
|
|
|
Монопсония
– ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов, обычно термин «монопсония» относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.
|
|
|
Н
Неопределенность
– недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий; она сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях экономической системы.
|
|
|
Неопределенность внешней среды
– недостаток информации по конкретному фактору внешней среды и относительная уверенность в точности такой информации.
|
|
|
Неопределенность внутренней среды
– недостаток информации по конкретному фактору внутренней среды и относительная уверенность в точности такой информации.
|
|
|
Неэластичный спрос
– спрос, при котором эластичность спроса по цене по абсолютной величине меньше 1 (при котором относительное изменение объема спроса меньше относительного изменения цены).
|
|
|
Нормальная прибыль
– прибыль, достаточная для того, чтобы фирма не ушла с рынка.
|
|
|
О
Общественные блага
– товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе, к ним относятся блага, которые потребляют все, но потребление одним не означает уменьшение потребления другими. Эти блага являются неконкуретными, то есть «больше для меня» не означает «меньше для Вас», и неэксклюзивными, то есть потребление мною блага не мешает Вам также потреблять его.
|
|
|
Олигополист
– фирма, работающая на олигополистическом рынке.
|
|
|
Олигополия
– рынок, на котором действует небольшое количество конкурирующих фирм, ясно осознающих свою стратегическую взаимозависимость.
|
|
|
П
Переменные издержки (переменные затраты)
– затраты, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции, а также от их структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции.
|
|
|
Показатель концентрации
– доля в выпуске отрасли или страны в целом некоего количества крупнейших фирм. 5-фирмовый показатель концентрации, доля пяти крупнейших фирм в объеме выпуска отдельной отрасли или промышленности в целом; 40-фирмовый показатель концентрации, доля сорока крупнейших фирм в объеме выпуска отдельной отрасли или промышленности в целом.
|
|
|
Получатель цены
– поставщик или потребитель, объем предложения или спроса которого насколько мал по сравнению с рынком, что он не может повлиять на рыночную цену, он может покупать или продавать столько продукции, сколько пожелает, но только по рыночной цене.
|
|
|
Постоянные издержки производства (постоянные затраты)
– затраты, величина которых не изменяется с увеличением объема производства эти затраты должны быть оплачены, даже если предприятие совсем не производит продукцию.
|
|
|
Предельная выручка
– изменение валовой выручки, вызванное изменением объема реализации продукции на одну единицу.
|
|
|
Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг)
– разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию.
|
|
|
Р
Равновесная цена товара на рынке совершенной конкуренции
– цена товара при равенстве спроса и предложения на этот товар на рынке.
|
|
|
Рентабельность
– отношение прибыли предприятия к его затратам.
|
|
|
С
Санация
– система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий с целью предотвращения их банкротства или повышения конкурентоспособности.
|
|
|
Сверхприбыль
– прибыль, превышающая нормальную прибыль.
|
|
|
Спрос единичной эластичности
– спрос, при котором эластичность спроса по цене по абсолютной величине равна 1 (при котором относительное изменение объема спроса равно относительному изменению цены).
|
|
|
Средняя выручка
– выручка, приходящаяся на единицу выпускаемого продукта, она равна отношению валовой (полной) выручки к объему выпуска.
|
|
|
Стратегическая взаимозависимость
– взаимозависимость фирм, означающая, что каждая из них при выборе своей стратегии вынуждена учитывать возможные реакции своих конкурентов.
|
|
|
Стратегия игрока
– его план действий.
|
|
|
Т
Техническая неопределенность
– неопределенность технологического прогнозирования – процесса, в ходе которого определяется на перспективу изменение потребительских свойств изделий, технологических процессов и оборудования, а также адекватные изменения в затратах на производство.
|
|
|
Ф
Формирующий цены
– фирма, имеющая монопольную власть, достаточную для того, чтобы назначать цены, какие она пожелает.
|
|
|
Ц
Централизация производства
– сосредоточение производства в одном месте, в одних руках, в одном центре.
|
|
|
Ч
Чистый монополист
– продавец, который полностью контролирует предложение на рассматриваемом рынке.
|
|
|
Э
Экономическая безопасность
– во-первых, создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз, и, во-вторых, предотвращение утечки конфиденциальной экономической информации из фирмы, нарушения коммерческой тайны, осуществления экономических диверсий.
|
|
|
Экономическая прибыль предприятия
– разница между доходами и издержками предприятия, включающая в себя наряду с общими издержками альтернативные затраты; она исчисляется как разница между бухгалтерской прибылью предприятия и его издержками, не отраженными в бухгалтерской документации и условно включенные в бухгалтерскую прибыль.
|
|
|
Эластичность спроса по цене
– мера чувствительности спроса на продукт к изменениям цены продукта.
|
|
|
Эластичный спрос
– спрос, при котором эластичность спроса по цене по абсолютной величине больше 1 (при котором относительное изменение объема спроса больше относительного изменения цены).
|
|