на главную
  
 
   Т
   – наука, которая занимается поиском в условиях взаимозависимости наилучших среди всех возможных действий («ходов») участников или изучением принципов выбора стратегии.
   
 
 
   Арбитражный или внешний управляющий
   лицо, которому решением арбитражного суда передаются функции внешнего управления имуществом должника.
   
 
 
   Б
   Банкрот
   – фирма, неспособная удовлетворить за счет результатов своих текущих операций имущественные и денежные претензии кредиторов (в том числе и государственных органов).
   
 
 
   Банкротство
   – долговая несостоятельность предприятия, его отказ платить по своим обязательствам из-за отсутствия средств.
   
 
 
   Банкротство злостное
   – предъявление кредиторами или должниками фальшивых претензий, мошенническая передача или утаивание имущества, подлежащего описи, получение кредитов исключительно с целью избежать выплаты долгов.
   
 
 
   Банкротство умышленное
   – преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах неких третьих лиц, преднамеренно некомпетентное ведение дела.
   
 
 
   Бухгалтерская прибыль
   – прибыль предприятия, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предприятия, в том числе упущенной выгоды.
   
 
 
   В
   Валовая выручка
   – совокупная выручка от реализации продукции (работ, услуг) предприятия.
   
 
 
   Валовые или полные издержки
   – денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.
   
 
 
   Внешнее управление имуществом должника
   – процедура по реорганизации предприятия, направленная на продолжение его деятельности и назначаемая арбитражным судом по заявлению предприятия-должника, его собственника или кредитора; процедура состоит в передаче функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.
   
 
 
   Внешние или явные издержки предприятия
   – все выплаты внешним по отношению к фирме поставщикам, которые оформляются бухгалтерскими документами.
   
 
 
   Внутренние затраты предприятия
   – затраты ресурсов, принадлежащих самому предприятию, а также нормальная прибыль.
   
 
 
   Внутренняя норма доходности предприятия
   – отношение получаемого дохода к сумме издержек, рассчитываемых с учетом внутренних затрат фирмы, что есть затрат с учетом использования принадлежащих предприятию ресурсов, а также дисконтированных потоков денежных средств.
   
 
 
   Выбор стратегии
   – принятие решения, учитывающего взаимозависимость.
   
 
 
   Д
   Диверсификация горизонтальная
   – расширение ассортимента новыми товарами- аналогами для повышения интереса к ним у традиционных покупателей.
   
 
 
   Диверсификация концентрическая
   – расширение ассортимента путем выпуска новых товаров в дополнение к существующим.
   
 
 
   Диверсификация производства
   – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий.
   
 
 
   Дисконтированные затраты
   – будущие затраты, приведенные к настоящему периоду, установление сегодняшнего эквивалента будущим затратам с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и периода времени.
   
 
 
   Дисконтированные потоки денежных средств
   – результат приведения к настоящему моменту (дисконтирования) будущих потоков денежных средств.
   
 
 
   Доминантная стратегия
   – стратегия, которая является предпочтительной для одного игрока вне зависимости от стратегии, которую выберет другой игрок.
   
 
 
   Дуополист
   – фирма - участник дуополистического рынка или дуополии.
   
 
 
   Дуополия
   – олигополистический рынок, имеющий всего двух участников.
   
 
 
   Е
   Естественная монополия
   в отрасли возникает тогда, когда минимальный эффективный масштаб достаточно велик для того, чтобы на рынке оставалось место только для одного экономически эффективного производителя.
   
 
 
   И
   Игра
   – ситуация, участники которой учитывают при принятии решений взаимозависимость.
   
 
 
   Игроки
   – участники, принимающие решения.
   
 
 
   Излишек для потребителя
   – разность между ценой, которую потребитель готов заплатить за благо, и фактически уплачиваемой ценой. Эта величина является мерой выгод потребителя от рыночной торговли.
   
 
 
   К
   Коммерческая тайна
   – принадлежащая фирме информация, которая может при использовании ее конкурентами, нанести фирме-владельцу информации прямой или косвенный материальный ущерб.
   
 
 
   Концентрация производства
   – сосредоточение одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах одного региона.
   
 
 
   Л
   Ликвидация фирмы
   – прекращение ее деятельности либо по решению общего собрания акционеров, либо по решению суда.
   
 
 
   Линия краткосрочного предложения
   для фирмы в условиях совершенной конкуренции представляет собой часть кривой краткосрочных предельных затрат, расположенную выше кривой краткосрочных переменных затрат.
   
 
 
   Линия предложения фирмы
   показывает, сколько единиц продукта фирма готова представлять на рынок при различных рыночных ценах.
   
 
 
   М
   Монополия
   – фирма, контролирующая значительную часть выпуска на рынке товаров и услуг, благодаря чему она может самостоятельно определять цены на этом рынке.
   
 
 
   Монопсония
   – ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов, обычно термин «монопсония» относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.
   
 
 
   Н
   Неопределенность
   – недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий; она сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях экономической системы.
   
 
 
   Неопределенность внешней среды
   – недостаток информации по конкретному фактору внешней среды и относительная уверенность в точности такой информации.
   
 
 
   Неопределенность внутренней среды
   – недостаток информации по конкретному фактору внутренней среды и относительная уверенность в точности такой информации.
   
 
 
   Неэластичный спрос
   – спрос, при котором эластичность спроса по цене по абсолютной величине меньше 1 (при котором относительное изменение объема спроса меньше относительного изменения цены).
   
 
 
   Нормальная прибыль
   – прибыль, достаточная для того, чтобы фирма не ушла с рынка.
   
 
 
   О
   Общественные блага
   – товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе, к ним относятся блага, которые потребляют все, но потребление одним не означает уменьшение потребления другими. Эти блага являются неконкуретными, то есть «больше для меня» не означает «меньше для Вас», и неэксклюзивными, то есть потребление мною блага не мешает Вам также потреблять его.
   
 
 
   Олигополист
   – фирма, работающая на олигополистическом рынке.
   
 
 
   Олигополия
   – рынок, на котором действует небольшое количество конкурирующих фирм, ясно осознающих свою стратегическую взаимозависимость.
   
 
 
   П
   Переменные издержки (переменные затраты)
   – затраты, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции, а также от их структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции.
   
 
 
   Показатель концентрации
   – доля в выпуске отрасли или страны в целом некоего количества крупнейших фирм. 5-фирмовый показатель концентрации, доля пяти крупнейших фирм в объеме выпуска отдельной отрасли или промышленности в целом; 40-фирмовый показатель концентрации, доля сорока крупнейших фирм в объеме выпуска отдельной отрасли или промышленности в целом.
   
 
 
   Получатель цены
   – поставщик или потребитель, объем предложения или спроса которого насколько мал по сравнению с рынком, что он не может повлиять на рыночную цену, он может покупать или продавать столько продукции, сколько пожелает, но только по рыночной цене.
   
 
 
   Постоянные издержки производства (постоянные затраты)
   – затраты, величина которых не изменяется с увеличением объема производства эти затраты должны быть оплачены, даже если предприятие совсем не производит продукцию.
   
 
 
   Предельная выручка
   – изменение валовой выручки, вызванное изменением объема реализации продукции на одну единицу.
   
 
 
   Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг)
   – разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию.
   
 
 
   Р
   Равновесная цена товара на рынке совершенной конкуренции
   – цена товара при равенстве спроса и предложения на этот товар на рынке.
   
 
 
   Рентабельность
   – отношение прибыли предприятия к его затратам.
   
 
 
   С
   Санация
   – система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий с целью предотвращения их банкротства или повышения конкурентоспособности.
   
 
 
   Сверхприбыль
   – прибыль, превышающая нормальную прибыль.
   
 
 
   Спрос единичной эластичности
   – спрос, при котором эластичность спроса по цене по абсолютной величине равна 1 (при котором относительное изменение объема спроса равно относительному изменению цены).
   
 
 
   Средняя выручка
   – выручка, приходящаяся на единицу выпускаемого продукта, она равна отношению валовой (полной) выручки к объему выпуска.
   
 
 
   Стратегическая взаимозависимость
   – взаимозависимость фирм, означающая, что каждая из них при выборе своей стратегии вынуждена учитывать возможные реакции своих конкурентов.
   
 
 
   Стратегия игрока
   – его план действий.
   
 
 
   Т
   Техническая неопределенность
   – неопределенность технологического прогнозирования – процесса, в ходе которого определяется на перспективу изменение потребительских свойств изделий, технологических процессов и оборудования, а также адекватные изменения в затратах на производство.
   
 
 
   Ф
   Формирующий цены
   – фирма, имеющая монопольную власть, достаточную для того, чтобы назначать цены, какие она пожелает.
   
 
 
   Ц
   Централизация производства
   – сосредоточение производства в одном месте, в одних руках, в одном центре.
   
 
 
   Ч
   Чистый монополист
   – продавец, который полностью контролирует предложение на рассматриваемом рынке.
   
 
 
   Э
   Экономическая безопасность
   – во-первых, создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз, и, во-вторых, предотвращение утечки конфиденциальной экономической информации из фирмы, нарушения коммерческой тайны, осуществления экономических диверсий.
   
 
 
   Экономическая прибыль предприятия
   – разница между доходами и издержками предприятия, включающая в себя наряду с общими издержками альтернативные затраты; она исчисляется как разница между бухгалтерской прибылью предприятия и его издержками, не отраженными в бухгалтерской документации и условно включенные в бухгалтерскую прибыль.
   
 
 
   Эластичность спроса по цене
   – мера чувствительности спроса на продукт к изменениям цены продукта.
   
 
 
   Эластичный спрос
   – спрос, при котором эластичность спроса по цене по абсолютной величине больше 1 (при котором относительное изменение объема спроса больше относительного изменения цены).