на главную
  
 
   Адаптация
   – (лат. – приспособлять) – совокупность реакций организма, обеспечивающих приспособление организма или органа к изменению окружающей среды.
   
 
 
   Адинамия
   – практически нулевая двигательная активность (ДА).
   
 
 
   Антропометрические показатели
   – степень выраженности антропометрических признаков: 1)соматометрические – длина и масса тела, диаметры, окружности (грудной клетки и др.);2)физиометрические показатели – жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.;3)соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, спины, развитие мускулатуры), степень жироотложений и др.
   
 
 
   Антропометрический профиль
   – графическое изображение результатов оценки показателей физического развития по стандартам.
   
 
 
   Биоритмотест
   – комплексный вид самоконтроля, в основе которого наблюдения за самочувствием и работоспособностью.
   
 
 
   Врачебный контроль
   – комплексное медицинское обследование, направленное на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, достижение высоких спортивных результатов.
   
 
 
   Гиподинамия
   – (греч. – понижение + относящийся к силе) – пониженная подвижность вследствие уменьшения силы движения.
   
 
 
   Гипокинезия
   – ( греч. – понижение + движение) – вынужденное уменьшение объема движений вследствие малой подвижности. Вызывает ряд болезненных явлений.
   
 
 
   Гипоксия
   – (греч. – понижение + лат. – кислород) – кислородное голодание – пониженное содержание кислорода в тканях.
   
 
 
   Гомеостаз
   – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма,обеспечивается сложной системой координированных приспособительных (адаптивных) механизмов,направленных на устранение или ограничение воздействия факторов внешней и внутренней среды организма.
   
 
 
   Градация интенсивности физических нагрузок
   В зависимости от лучших индивидуальных результатов занимающихся можно определять и использовать на занятиях уровень градации интенсивности физической нагрузки на выносливость(малая, средняя, большая, предельная) в процентах по отношению ко времени и к скорости достигнутых при установлении личного рекорда на данной дистанции.
   
 
 
   Двигательная активность
   – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.
   
 
 
   Двигательное умение
   – сознательное состояние владения техникой двигательного акта (в коре головного мозга – проект комплексного движения, конкретного действия), переходящее в навык при использовании тренировочных средств и методов.
   
 
 
   Двигательный навык
   – такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.
   
 
 
   Дееспособность
   – способность человека не только выполнять определенные действия и деятельность, но и нести за них ответственность.
   
 
 
   Диагноз
   (греч. – распознавание, определение) – определение существа болезни и состояния больного на основании его всестороннего медицинского обследования.
   
 
 
   Диагностика состояния здоровья
   – краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля после диспансеризации.
   
 
 
   Жизненно необходимые умения и навыки
   – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д.,обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.
   
 
 
   Журнал (дневник) самоконтроля
   – своеобразный мониторинг, позволяющий анализировать и обобщать результаты тестирования, проведения проб и т.п.
   
 
 
   Здоровый образ жизни
   – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
   
 
 
   Здоровый стиль жизни
   – определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
   
 
 
   Здоровье
   – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
   
 
 
   Здоровье психическое
   – состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.
   
 
 
   Зоны физических нагрузок
   – это режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-то показателями: физиологическими (пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопления лактата в крови и др.) или педагогическими (скорость, темп, усилия и др.).
   
 
 
   Интенсивность физических нагрузок
   – степень напряжения, которое испытывает человек при воздействии на него физическими и психофизиологическими нагрузками.
   
 
 
   Критерий физического развития
   – сравнительная оценка физического развития индивида с помощью средних величин, зафиксированных у близких по возрасту, полу, социальному составу людей.
   
 
 
   Максимальное потребление кислорода (МПК)
   – показатель мышечной деятельности организма в аэробных (кислородных) условиях,т.е. максимальное количество кислорода, которое может быть доставлено в ткани за 1 мин при работе такой интенсивности, когда минутный кислородный запрос не превышает уровень кислородного потолка, т.е. функциональных возможностей организма в условиях достаточного поступления кислорода.
   
 
 
   Массовый спорт
   – представляет собой регулярные занятия и участие в соревнования представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.
   
 
 
   Метаболизм
   – обмен веществ в организме, совокупность процессов анаболизма (anabolismus; греч. anabole – подъем) – создания и превращения живой материи, и катаболизма (греч. catabole – сбрасывание вниз) – процессов распада тканевых, клеточных структур и сложных соединений для энергетического и пластического обеспечения процессов жизнедеятельности. В более узком смысле метаболизм – это промежуточные превращения определенных веществ(белков, жиров, углеводов и др.) внутри клеток с момента их поступления до образования конечных продуктов обмена веществ.
   
 
 
   Методические принципы физического воспитания
   – это те принципы, которые выражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого обязательны при осуществлении образовательных и воспитательных задач: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.
   
 
 
   Методы физического воспитания и спортивной тренировки
   – это способы работы тренера, преподавателя и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение. В практических целях все методы условно делят на три группы: словесные, наглядные и практические.
   
 
 
   Мотив
   – осознанная причина целенаправленной активности человека, сформированная его потребностью, отраженной в виде желаний, влечений, склонностей, побуждений.
   
 
 
   Мотивация выбора
   – личная причина (обоснование) выбора каждым человеком отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий.
   
 
 
   Моторная плотность
   – количественно выраженная характеристика физической нагрузки – отношение времени выполнения упражнений ко всей продолжительности занятий.
   
 
 
   Номограмма
   (греч. – закон) – особый чертеж, математически выверенная кривая, позволяющая получить количественный результат, не производя вычислений.
   
 
 
   Общая плотность занятий
   – один из видов количественной характеристики учебного, учебно-тренировочного процессов, представленного в виде отношения педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятий.
   
 
 
   Общая физическая подготовка (ОФП)
   – процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
   
 
 
   Онтогенез
   (греч. – сущее + происхождение)– индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения от рождения до окончания жизни. Рассматривается в единстве с филогенезом.
   
 
 
   Оперативное планирование
   предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных заданий в соревновательных стартах, поединках, схватках и т.п.
   
 
 
   Организм
   – целостная система, в которой все органы тесно связаны между собой и находятся в сложном взаимодействии; эта система способна к саморегуляции, поддержанию гомеостаза, корригированию и самосовершенствованию (И.П. Павлов).
   
 
 
   Организм человека
   – высокоорганизованная биологическая система, обладающая всей совокупностью основных жизненных свойств, но характеризующаяся еще и способностью к самоорганизации , самообучению, восприятию, передаче и хранению информации; совершенствованию механизмов управления биологическими процессами через социальные факторы.
   
 
 
   Педагогический контроль
   – процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
   
 
 
   Переутомление
   – накопление утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают – начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.
   
 
 
   Перспективное планирование спортивной подготовки
   – существенный элемент управления многолетним процессом совершенствования спортсмена. По своему содержанию перспективный план делится на планы многолетней подготовки, планы отдельных этапов и тренировочных макроциклов, охватывающих периоды от нескольких месяцев до нескольких лет.
   
 
 
   Прикладные виды спорта
   – те виды (или их элементы), которые развивают профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.
   
 
 
   Прикладные знания
   – приобретаются в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, могут быть использованы в профессиональной деятельности.
   
 
 
   Прикладные психические качества
   – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ. Могут быть сформированы и воспитаны в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом.
   
 
 
   Прикладные умения и навыки
   – умения и навыки необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.
   
 
 
   Прикладные физические качества
   – это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость) которые имеют наибольшее значение для качественного и эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности
   
 
 
   Производственная физическая культура
   – система физических упражнений физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями труда и быта человека.
   
 
 
   Профессиональная направленность физического воспитания
   – совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.
   
 
 
   Профессионально-прикладная физическая подготовка
   – специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности (общепринятая аббревиатура – ППФП).
   
 
 
   Профессиональное заболевание
   возникает в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности.
   
 
 
   Профессиональное утомление
   – объективное снижение работоспособности, характер которого во многом зависит от формы профессиональной деятельности. Оно зачастую связано с особенностями физических, психических и нервно-эмоциональных профессиональных нагрузок и условий труда.
   
 
 
   Профессиональный спорт
   – коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
   
 
 
   Профессиональный травматизм
   – производственные повреждения, травмы, которые статистически достоверно фиксируются у представителей определенной профессии вне зависимости от причин.
   
 
 
   Психическое здоровье
   – высокий уровень свойств нервной системы человека, обеспечивающих совместную работу всех систем организма и взаимодействие со средой, отражая с помощью ощущений внешние воздействия, имеющие положительное или отрицательное значение для жизнедеятельности.
   
 
 
   Психофизическая подготовка
   – целенаправленный процесс – специальная система занятий, фундамент которой – взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем.
   
 
 
   Психофизическая тренировка
   – учебно-тренировочный процесс, в основе которого – методика использования сочетания определенной физической нагрузки и приемов регуляции.
   
 
 
   Работоспособность
   – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Может рассматриваться как максимальная, оптимальная, сниженная.
   
 
 
   Резистентность
   (лат resistentia – сопротивление, противодействие) – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза.
   
 
 
   Рекреация
   (лат. – восстановление) – широкое понятие, связанное с отдыхом, восстановлением сил, использованием природных возможностей и т.п.
   
 
 
   Рефлекс
   (лат. reflexus – повернутый назад, отраженный) – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные (врожденные) и условные .(приобретенные в процессе жизнедеятельности.
   
 
 
   Самоконтроль
   – регулярные наблюдения занимающихся физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленности с помощью простых, общедоступных приемов.
   
 
 
   Самооценка
   – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.
   
 
 
   Самореализация
   – претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей.
   
 
 
   Саморегуляция
   – управление состоянием своего «я» посредством изменения общего поведения организма, при помощи эмоциональных и соматических (телесных) реакций, воздействующих обратными связями на интенсивность направленной деятельности мозга.
   
 
 
   Самостоятельные занятия
   – форма физического воспитания, способствующая более эффективному усвоению двигательных заданий, совершенствованию своих возможностей в видах спорта.
   
 
 
   Самочувствие
   – ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния
   
 
 
   Современные системы физических упражнений
   – совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут комплексно или акцентировано содействовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей отдельных систем организма, изменению психического состояния, овладению отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками.
   
 
 
   Социально-биологические основы физической культуры
   – сопряженное понятие о принципах взаимодействия закономерностей социальных (общественных) и биологических (связанных с функциональными особенностями организма) в процессе овладения ценностями физической культуры.
   
 
 
   Специальная физическая подготовка
   – направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
   
 
 
   Специальные прикладные качества
   – способности человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (низкие и высокие температуры, укачивание, недостаточное парциальное давление кислорода в горах и др.).
   
 
 
   Спорт
   – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.
   
 
 
   Спорт высших достижений
   – предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.
   
 
 
   Спортивная подготовка
   – многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
   
 
 
   Стиль жизни
   – многокомпонентная характеристика условий и особенностей повседневной жизни, ее уклада, социума и человека.
   
 
 
   Структура подготовленности занимающегося
   – представляет собой отдельные стороны подготовленности спортсмена, определяющие уровень спортивных достижений, а именно: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность.
   
 
 
   Тест
   – (англ. – испытание, проба, исследование) – система заданий, упражнений, позволяющая измерить уровень развития определенных качеств, свойств, знаний личности.
   
 
 
   Трудоспособность
   – способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.
   
 
 
   Условия труда
   – воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.
   
 
 
   Усталость
   – субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий и использования скрытых резервных возможностей организма.
   
 
 
   Утомление
   – временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на 'прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление.
   
 
 
   Учебно-тренировочное занятие
   – одна из основных форм организации занятий спортом, в основе которой акцентированное изучение и закрепление нового материала, использование соревновательных упражнений, методов, близких к основной соревновательной деятельности, а также повышение общей и специальной работоспособности.
   
 
 
   Физиологическая и функциональная система организма
   – под физиологической системой понимают наследственно закрепленную, регулируемую систему органов и тканей (кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.), которые функционируют в организме не изолировано, а во взаимодействии друг с другом. Функциональная система организма формируется в процессе его жизнедеятельности на наследственной и приобретенной основе с учетом интегральных нейрогуморальных механизмов регуляции и образует взаимосвязь органов, тканей, физиологических систем, обеспечивая в итоге достижение цели в определенном виде деятельности.
   
 
 
   Физическая и функциональная подготовленность
   – конечные результаты овладения определенными двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, необходимые для освоения или выполнения человеком целевых видов деятельности.
   
 
 
   Физическая культура (ФК)
   – часть общей культуры общества. Отражает способы деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.
   
 
 
   Физическая культура в рабочее и свободное время
   – взаимосвязанные разделы физической культуры, целевая направленность которых едина – оздоровление, физическое совершенствование и повышение работоспособности человека
   
 
 
   Физическая культура личности
   – характеризует качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.
   
 
 
   Физическая подготовленность
   – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.
   
 
 
   Физические (двигательные) качества
   – это определенные стороны двигательных способностей человека – сила, выносливость, быстрота (скоростные возможности), гибкость, ловкость (координационные возможности).
   
 
 
   Физическое воспитание
   – вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.
   
 
 
   Физическое здоровье
   – состояние организма человека, при котором оптимально используются защитно-приспособительные механизмы, противостояние отрицательному влиянию среды
   
 
 
   Физическое образование
   – процесс обучения человека двигательным умениям и навыкам, управления движениями своего тела во времени и пространстве, овладения теоретическими знаниями по использованию средств ФК в различны» условиях жизни и деятельности.
   
 
 
   Физическое развитие
   – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.
   
 
 
   Физическое совершенство
   – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.
   
 
 
   Филогенез, филогения
   (греч. – племя, род, вид + происхождение) – историческое развитие организмов или эволюция органического мира, различных типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов. Можно говорить о филогенезе тех или иных органов. Рассматривается во взаимообусловленности и единстве с онтогенезом.
   
 
 
   Формы (виды) труда
   условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности.
   
 
 
   Функциональная подготовленность
   – результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.
   
 
 
   Функциональная проба
   – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.
   
 
 
   Функциональное состояние
   – интегральный комплекс характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека; системный ответ организма, обеспечивающий адекватность требованиям его деятельности или неадекватность (когда организм работает на излишне высоком уровне функционального напряжения).
   
 
 
   Характер труда
   определяется степенью и особенностью физической и психической нагрузки работника в течение трудового процесса, разнообразием умений и навыков, применяемых им в процессе профессиональной деятельности.
   
 
 
   Ценности физической культуры
   – значимые явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.
   
 
 
   Чувства
   – устойчивое эмоциональное состояние переживаний личностного, социального плана, характеризующееся настроением, страстью, явлениями аффекта – кратковременными бурными проявлениями эмоций.
   
 
 
   Эмоции
   – это переживание человеком своего отношения к чему-либо (к ситуации, к себе, к другим людям и т.д.) в данный момент.
   
 
 
   Энергозатраты при физической нагрузке
   – это количество энергии, израсходованное организмом за определенный промежуток времени во время работы.