|
Б
Бенефициант
Человек, проходящий процедуру оценки компетенции.
|
|
|
Д
Действия
Совокупность элементов деятельности, которые не могут больше быть разделены, иначе потеряют свой смысл. Чтобы не усложнять описание рабочего места, элементарные действия определяться не будут.
|
|
|
Деятельность
Это обобщение действий, осуществляемых работником на своем рабочем месте, в процессе реализации миссии (цели), которая ему предписана. Это ответ на вопрос: «Что делает человек на своем рабочем месте?».
|
|
|
К
Карьера
Cубъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
|
|
|
Карьера
(от франц. cariera) Успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Целесообразно различать: 1) широкое понимание карьеры как профессиональное продвижение, профессиональный рост (от выбора профессии к овладению профессией, упрочение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством и др.); результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса; 2) более узкое понимание карьеры как должностного продвижения, когда на первый план выступает не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. В этом случае карьера понимается, как сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному).
|
|
|
Квалификационный разряд
Показатель степени сложности выполняемой работы и уровня квалификации рабочего; с учетом квалификационного разряда осуществляется оплата труда, подбор и расстановка кадров на производстве.
|
|
|
Квалификация
1) Степень и вид профессиональной обученности (подготовленности) индивида, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. 2) Характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности. 3) Степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности.
|
|
|
Квалификация
Способность работника выполнить задачи и обязанности данной работы. Уровень квалификации определяется степенью сложности выполняемой работы, а специализация квалификации - объемом требуемых для выполнения работы знаний, используемых материалов, инструментов и оборудования, видом производимых товаров и услуг. Квалификация приобретается в ходе формального образования и обучения, во время работы и неформального обучения.
|
|
|
Квалификация
Степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных видов работ. Квалификационные требования, предъявляемые к работникам, определяются Единым тарифно-квалификационным справочником.
|
|
|
Квалификация
Сумма знаний, умений и навыков, которые необходимы человеку для того, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым к нему в связи с выполнением рабочих заданий.
|
|
|
Когнитивная компетентность
Компонент профессиональной компетентности, учитывающий осознанную совокупность интеллектуального поведения работника (способность к принятию решений; анализу, синтезу, классификации, обобщению и передаче информации в процессе профессиональной деятельности).
|
|
|
Компетентность
1) Обладание компетенцией. 2) Обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.
|
|
|
Компетентность
Способность делать что-то хорошо или эффективно, соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.
|
|
|
Компетентный
Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией (во 2-ом знач.).
|
|
|
Компетенции
Способности использовать и комбинировать общие и технические знания, использовать реальную практику (умения), опыт и профессиональное поведение (интеллектуальное и коммуникативное) в данной ситуации.
|
|
|
Компетенция
1) Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2) Круг чьих-нибудь полномочий, прав.
|
|
|
Компетенция
Сфера деятельности, в которой человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации. Управление персоналом заключается в управлении процессом приобретения и развития компетенции персонала организации.
|
|
|
Компетенция
Знания, опыт в той или иной области.
|
|
|
М
Миссия
Cовокупность целей и обязанностей, возложенных на работника на его рабочем месте.
|
|
|
Н
Национальные профессионально-квалификационные стандарты
Стандарты, установленные для всех практических работников какой-либо профессии в стране.
|
|
|
О
Оценка кандидатов на вакантные должности
Cпециализированные мероприятия, направленные на анализ соответствия кандидатов (их знаний, умений, профессионально важных качеств) требованиям должности и условиям работы.
|
|
|
Оценка профессиональной компетентности
Процедура оценивания профессиональной компетентности человека, которая может проводиться с целью выработки оптимального образовательного или профессионального проекта как впервые, так и в случае перемены профессиональной деятельности.
|
|
|
П
Проектирование профессионального пути
Процесс создания профессионального проекта, включающий оценку внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований; определение образа желаемого профессионального будущего на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями.
|
|
|
Профессионализм
Высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, высокой продуктивности работы и удовлетворении потребностей в самореализации.
|
|
|
Профессиональная компетентность
Отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.
|
|
|
Профессионально важные качества (ПВК)
Индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
|
|
|
Профессиональный план
Представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склада характера, склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.
|
|
|
Профессиональный потенциал
Совокупность возможностей и способностей для освоения профессиональной деятельности, совершенствования в ней.
|
|
|
С
Система национальных профессиональных квалификаций (NVQ)
Квалификационная структура, охватывающая все виды деятельности в системе занятости.
|
|
|
Социально-психологическая компетентность (от лат. competens - соответствующий, способный)
Cпособность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
|
|
|
Стандарт профессиональный
Эталонные требования, предъявляемые к профессиональному образованию, опыту, умениям, навыкам, профессионально важным личностным качествам кандидата на должность. Стандарты содержат перечень трудовых операций, которые должны выполняться в рамках определенной профессиональной деятельности, а также связанные с ними знания, умения и навыки. Стандарты носят обязательный характер. Профессиональный стандарт включает в себя профессиональный, трудовой профиль, экзаменационные требования, вступительные требования, учебный план (содержание, структура и продолжительность обучения), методы и обучающие средства, квалификационный уровень обучающего персонала.
|
|