на главную
  
 
   Б
   Бенефициант
   Человек, проходящий процедуру оценки компетенции.
   
 
 
   Д
   Действия
   Совокупность элементов деятельности, которые не могут больше быть разделены, иначе потеряют свой смысл. Чтобы не усложнять описание рабочего места, элементарные действия определяться не будут.
   
 
 
   Деятельность
   Это обобщение действий, осуществляемых работником на своем рабочем месте, в процессе реализации миссии (цели), которая ему предписана. Это ответ на вопрос: «Что делает человек на своем рабочем месте?».
   
 
 
   К
   Карьера
   Cубъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
   
 
 
   Карьера
   (от франц. cariera) Успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Целесообразно различать: 1) широкое понимание карьеры как профессиональное продвижение, профессиональный рост (от выбора профессии к овладению профессией, упрочение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством и др.); результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса; 2) более узкое понимание карьеры как должностного продвижения, когда на первый план выступает не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. В этом случае карьера понимается, как сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному).
   
 
 
   Квалификационный разряд
   Показатель степени сложности выполняемой работы и уровня квалификации рабочего; с учетом квалификационного разряда осуществляется оплата труда, подбор и расстановка кадров на производстве.
   
 
 
   Квалификация
   1) Степень и вид профессиональной обученности (подготовленности) индивида, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. 2) Характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности. 3) Степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности.
   
 
 
   Квалификация
   Способность работника выполнить задачи и обязанности данной работы. Уровень квалификации определяется степенью сложности выполняемой работы, а специализация квалификации - объемом требуемых для выполнения работы знаний, используемых материалов, инструментов и оборудования, видом производимых товаров и услуг. Квалификация приобретается в ходе формального образования и обучения, во время работы и неформального обучения.
   
 
 
   Квалификация
   Степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных видов работ. Квалификационные требования, предъявляемые к работникам, определяются Единым тарифно-квалификационным справочником.
   
 
 
   Квалификация
   Сумма знаний, умений и навыков, которые необходимы человеку для того, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым к нему в связи с выполнением рабочих заданий.
   
 
 
   Когнитивная компетентность
   Компонент профессиональной компетентности, учитывающий осознанную совокупность интеллектуального поведения работника (способность к принятию решений; анализу, синтезу, классификации, обобщению и передаче информации в процессе профессиональной деятельности).
   
 
 
   Компетентность
   1) Обладание компетенцией. 2) Обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.
   
 
 
   Компетентность
   Способность делать что-то хорошо или эффективно, соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.
   
 
 
   Компетентный
   Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией (во 2-ом знач.).
   
 
 
   Компетенции
   Способности использовать и комбинировать общие и технические знания, использовать реальную практику (умения), опыт и профессиональное поведение (интеллектуальное и коммуникативное) в данной ситуации.
   
 
 
   Компетенция
   1) Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2) Круг чьих-нибудь полномочий, прав.
   
 
 
   Компетенция
   Сфера деятельности, в которой человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации. Управление персоналом заключается в управлении процессом приобретения и развития компетенции персонала организации.
   
 
 
   Компетенция
   Знания, опыт в той или иной области.
   
 
 
   М
   Миссия
   Cовокупность целей и обязанностей, возложенных на работника на его рабочем месте.
   
 
 
   Н
   Национальные профессионально-квалификационные стандарты
   Стандарты, установленные для всех практических работников какой-либо профессии в стране.
   
 
 
   О
   Оценка кандидатов на вакантные должности
   Cпециализированные мероприятия, направленные на анализ соответствия кандидатов (их знаний, умений, профессионально важных качеств) требованиям должности и условиям работы.
   
 
 
   Оценка профессиональной компетентности
   Процедура оценивания профессиональной компетентности человека, которая может проводиться с целью выработки оптимального образовательного или профессионального проекта как впервые, так и в случае перемены профессиональной деятельности.
   
 
 
   П
   Проектирование профессионального пути
   Процесс создания профессионального проекта, включающий оценку внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований; определение образа желаемого профессионального будущего на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями.
   
 
 
   Профессионализм
   Высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, высокой продуктивности работы и удовлетворении потребностей в самореализации.
   
 
 
   Профессиональная компетентность
   Отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.
   
 
 
   Профессионально важные качества (ПВК)
   Индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
   
 
 
   Профессиональный план
   Представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склада характера, склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.
   
 
 
   Профессиональный потенциал
   Совокупность возможностей и способностей для освоения профессиональной деятельности, совершенствования в ней.
   
 
 
   С
   Система национальных профессиональных квалификаций (NVQ)
   Квалификационная структура, охватывающая все виды деятельности в системе занятости.
   
 
 
   Социально-психологическая компетентность (от лат. competens - соответствующий, способный)
   Cпособность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
   
 
 
   Стандарт профессиональный
   Эталонные требования, предъявляемые к профессиональному образованию, опыту, умениям, навыкам, профессионально важным личностным качествам кандидата на должность. Стандарты содержат перечень трудовых операций, которые должны выполняться в рамках определенной профессиональной деятельности, а также связанные с ними знания, умения и навыки. Стандарты носят обязательный характер. Профессиональный стандарт включает в себя профессиональный, трудовой профиль, экзаменационные требования, вступительные требования, учебный план (содержание, структура и продолжительность обучения), методы и обучающие средства, квалификационный уровень обучающего персонала.