на главную
  
 
   А
   Активное слушание
   Метод сбора информации, предполагающий активное участие слушающего в разговоре и позволяющий не только слушать, что говорят, но и побуждать собеседника к высказыванию, увеличивая объем получаемой информации.
   
 
 
   Б
   Боковое мышление
   Lateral thinking
   Термин, придуманный Эдвардом де Боно (Edward de Bono, 1982) и означающий метод поиска возможных вариантов решения проблемы. В основе метода лежит «освобождение от пут» привычных схем мышления – мышление в неожиданных направлениях, инициированное неосознанными ассоциациями. Вынесение суждений откладывается до тех пор, пока не будет сгенерировано достаточно много идей.
   
 
 
   Д
   Делегирование полномочий
   Поручение подчиненному сделать что-либо с предоставлением необходимых властных полномочий и ресурсов, включая время. При этом ответственность за выполнение задания остается за менеджером, который должен иметь возможность контроля в той или иной форме, чтобы обеспечить достижение требуемых результатов.
   
 
 
   Дерево вариантов
   Диаграмма, использующаяся для графического представления альтернативных вариантов курса действий, которые могут привести к решению проблемы. Дерево вариантов позволяет увидеть, как варианты решения связаны между собой, и определить моменты принятия решений разного уровня.
   
 
 
   Диаграмма Ганта
   Одно из наиболее популярных графических средств планирования, позволяющее наглядно продемонстрировать очередность и длительность действий. Отдельные действия представляются на ней отрезками, параллельными оси времени. Длина каждого из них пропорциональна планируемой продолжительности соответствующего действия. Может быть использована на любом этапе планирования – от предварительного обдумывания плана до составления плана выполнения индивидуального задания.
   
 
 
   Диаграмма логическая
   Графическое средство, помогающее установить очередность действий. Представляет собой совокупность отрезков прямой, показывает, какие действия не могут быть начаты раньше, чем будут завершены другие действия.
   
 
 
   З
   Закрытый климат общения
   Климат общения, характеризующийся скрытностью и ограничением взаимодействий людей друг с другом, создает эффект противоположный открытому климату общения.
   
 
 
   Затруднение
   Проблема ограниченного масштаба, с которой менеджер может справиться самостоятельно, поскольку существует опыт, подсказывающий способы ее решения.
   
 
 
   И
   Информационные потребности
   Потребность в получении информации, необходимой для результативной деятельности работника, группы или организации.
   
 
 
   К
   Ключевые события
   Наиболее важные события в плане, обычно перемежаемые группами менее важных событий. Одной из форм представления плана является перечень ключевых событий с указанием времени, когда они должны произойти, позволяющий информировать участников проекта о приоритетах и составлять детализированные планы в привязке к ключевым событиям.
   
 
 
   Критерии SMART
   Критерии, которыми должны руководствоваться менеджеры при постановке целей. Цели должны быть: Specific – конкретными. Measurable – измеримыми. Achievable – достижимыми. Relevant – уместными (соответствующими выполняемой деятельности). Timed – согласованными по времени.
   
 
 
   М
   Матрица
   Двумерный вариант списка, облегчающий быстрое сравнение вариантов при решении проблемы.
   
 
 
   Матрица приоритетов
   Матрица, позволяющая расписать дела в зависимости от степени важности и срочности
   
 
 
   Мнения
   Наши мысли по различным вопросам, о различных событиях и ситуациях. Субъективны и зависят от конкретной ситуации и прошлого опыта
   
 
 
   Многосценарное планирование
   Метод планирования, в котором учитывается факт, что большинство прогнозов будущего, в конечном счете, оказываются ошибочными. Менеджеры, использующие этот метод, создают несколько планов, отвечающих различным сценариям развития событий
   
 
 
   Модель Адамса
   Описывает семь стадий изменения самооценки индивидуума во время переходного периода: иммобилизацию, отрицание, депрессию, принятие реальности, экспериментирование, концептуализацию и интернализацию (1970)
   
 
 
   Модель обмена информацией
   Упрощенная модель, описывающая процесс обмена информацией между двумя сторонами: получателем и отправителем, и включающая в себя шесть стадий процесса общения: идею, кодирование, передачу, получение, декодирование и понимание
   
 
 
   Мозговой штурм (brainstorming)
   Метод инициации творческого мышления, изобретенный американским специалистом по рекламе Алексом Осборном. Сущность метода заключается в намеренном разделении этапов генерации и оценки идей. Откладывание вынесения суждений до тех пор, пока не будет высказано достаточно много идей. Мозговой штурм обычно проводится группой, тем не менее, его можно эффективно использовать в одиночку
   
 
 
   О
   Общение на макроуровне
   Единый механизм, обеспечивающий информирование и мотивацию людей, использование их идей
   
 
 
   Общение на микроуровне
   Контакты между индивидуумами, в которые они вступают для обмена информацией, касающейся повседневной работы
   
 
 
   Открытый климат общения
   Климат общения в организации, который характеризуется тем, что работники охотно делятся необходимой информацией друг с другом, что способствует укреплению рабочих связей и результативному сбору и распространению информации
   
 
 
   П
   Пирамида целей
   Диаграмма, показывающая взаимосвязь целей и действий на различных уровнях управления в крупных организациях с несколькими уровнями управления
   
 
 
   Поэтапное планирование
   Метод представления плана, заключающийся в указании последовательности времени через равные интервалы и основных действий, которые должны быть завершены к определенному времени. Часто используется в качестве средства мониторинга и контроля
   
 
 
   Принцип 80/20 или «соотношение Паретто»
   Теория, согласно которой 80% результата достигается 20% усилий, например 80% продаж компании приходится на 20% ее потребителей и, соответственно, на остальные 80% потребителей приходятся лишь 20% продаж. «Соотношение Парето» встречается во многих сферах человеческой деятельности, включая менеджмент
   
 
 
   Причинно-следственная диаграмма
   Диаграмма («скелет рыбы» или «елочка»), помогающая анализировать возможные причины проблемы и исследовать каждую из них в отдельности, имея в виду поиск решения
   
 
 
   Проблема переходного процесса
   Одна из проблем вхождения в менеджмент, возникающая при переходе на любую новую должность, не обязательно управленческую, и характеризующаяся предсказуемым изменением уровня оценки индивидуума
   
 
 
   Р
   Рациональный подход к принятию решений
   Систематизированная, логически связанная последовательность шагов, призванных обеспечить учет всех важных факторов и взвешенную оценку всех важных соображений при решении проблемы. Включает в себя шесть этапов:
Этап 1. Ощущение наличия проблемы
Этап 2. Анализ проблемы
Этап 3. Постановка целей
Этап 4. Генерация возможных решений
Этап 5. Оценка каждого возможного решения
Этап 6. Выбор решения, которое в наибольшей степени соответствует установленным ранее критериям

   
 
 
   С
   Сетевые графики
   Семейство сложных вспомогательных средств планирования, на которых приводится предполагаемая длительность действий. Для этого соответствующие числа указываются в кружочках в узлах диаграммы сетевых графиков. Указание сроков позволяет выделять жизненно важные части плана, которые должны выполняться в строгой очередности, и менее критические части, допускающие определенную гибкость в сроках или обеспечении ресурсами
   
 
 
   Синдром играющего тренера
   Одна из проблем вхождения в менеджмент, заключается в том, что «новоиспеченные» менеджеры неохотно отказываются от функций специалистов-исполнителей, с которыми они успешно справлялись раньше и которые приносили им удовлетворение. Между тем многие управленческие должности требуют полного отказа от этих функций
   
 
 
   Списки
   Способ наглядного представления проблемы. Характеризуется простотой и подходит для случаев, когда необходимо сделать выбор из двух альтернатив
   
 
 
   Стресс
   Сильное психоэмоциональное напряжение, негативно влияющее на индивидуума, приводящее к снижению трудоспособности и ухудшению здоровья. Стресс лишает людей энергии, жизненной силы и рассудительности. Наиболее очевидными признаками стресса являются: раздражительность, вспыльчивость, склонность к панике, неумеренное курение, злоупотребление алкоголем, транквилизаторами и перегруженность работой вследствие неспособности правильно расставить приоритеты и делегировать полномочия
   
 
 
   СТЭП-факторы
   Ааббревиатура от первых букв внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации: социальных, технологических, экономических и политических факторов
   
 
 
   Т
   «Трясина»
   Комплекс проблем, с которыми менеджер раньше не сталкивался и решение которых следует начинать с критического анализа основополагающих принципов. Это самые сложные и неподатливые проблемы
   
 
 
   Трехэтапная модель решения проблемы
   Простейшая модель, описывающая процессы решения проблемы и состоящая из трех этапов:
1) определить, что нужно сделать;
2) сделать это;
3) оценить достигнутые результаты
   
 
 
   Трудность
   Комплекс взаимосвязанных проблем, которые могут затрагивать многие подразделения, и потому, определение того, что необходимо сделать, требует сотрудничества нескольких менеджеров
   
 
 
   У
   Управленческая результативность
   Показатель, отражающий степень достижения менеджером поставленных целей
   
 
 
   Управленческие роли по Генри Минцбергу
   Минцберг выделил 10 управленческих ролей, которые выполняют менеджеры в ходе своей работы, и разделил их на три группы:
Межличностные роли
Глава – формальный руководитель организации или ее подразделения. Олицетворяет их как во внутренних (внутри организации), так и во внешних (выходящих за ее пределы) взаимодействиях.
Лидер – фактический руководитель. Вдохновляет людей и ведет их к намеченным целям, совмещая потребности отдельных людей и организации.
Связующее звено – обеспечивает и поддерживает горизонтальные связи и взаимодействия, необходимые для эффективной работы.
Информационные роли
Собиратель – собирает и оценивает необходимую информацию о том, что происходит в организации и за ее пределами.
Распространитель – обеспечивает информационные потоки внутри организации или подразделения.
Представитель – передает информацию за пределы организации или подразделения в целях обеспечения эффективного взаимодействия с внешним окружением.
Роли в принятии решений
Инициатор – принимает решения о целесообразных изменениях и путях их внедрения.
Устранитель проблем – разрешает непредвиденно возникающие проблемы и препятствия.
Распределитель ресурсов – принимает решения о распределении ресурсов, в том числе времени, денег, людей и оборудования.
Ведущий переговоры – ведет переговоры с целью эффективного принятия решений с учетом различных точек зрения
   
 
 
   Управленческий контроль
   Один из видов управленческой деятельности, следующий за принятием решений и планированием. Контроль – циклический процесс, начинающийся с установления норм, за ним следует измерение показателей деятельности и сравнение их с нормами, после чего выполняются необходимые корректирующие действия
   
 
 
   Ф
   Факты
   Реальная и объективная составляющая сообщения. Истинность фактов можно проверить или принять их без сомнений
   
 
 
   Ц
   Ценности
   Нормы, глубоко укоренившиеся представления о хорошем и плохом, важном и не важном, существующие в обществе, в котором мы живем, в организации, где мы работаем
   
 
 
   Ч
   Чувства
   Эмоциональная реакция на ситуацию, одна из составляющих общения