|
А
Активное слушание
Метод сбора информации, предполагающий активное участие слушающего в разговоре и позволяющий не только слушать, что говорят, но и побуждать собеседника к высказыванию, увеличивая объем получаемой информации.
|
|
|
Б
Боковое мышление
Lateral thinking
Термин, придуманный Эдвардом де Боно (Edward de Bono, 1982) и означающий метод поиска возможных вариантов решения проблемы. В основе метода лежит «освобождение от пут» привычных схем мышления – мышление в неожиданных направлениях, инициированное неосознанными ассоциациями. Вынесение суждений откладывается до тех пор, пока не будет сгенерировано достаточно много идей.
|
|
|
Д
Делегирование полномочий
Поручение подчиненному сделать что-либо с предоставлением необходимых властных полномочий и ресурсов, включая время. При этом ответственность за выполнение задания остается за менеджером, который должен иметь возможность контроля в той или иной форме, чтобы обеспечить достижение требуемых результатов.
|
|
|
Дерево вариантов
Диаграмма, использующаяся для графического представления альтернативных вариантов курса действий, которые могут привести к решению проблемы. Дерево вариантов позволяет увидеть, как варианты решения связаны между собой, и определить моменты принятия решений разного уровня.
|
|
|
Диаграмма Ганта
Одно из наиболее популярных графических средств планирования, позволяющее наглядно продемонстрировать очередность и длительность действий. Отдельные действия представляются на ней отрезками, параллельными оси времени. Длина каждого из них пропорциональна планируемой продолжительности соответствующего действия. Может быть использована на любом этапе планирования – от предварительного обдумывания плана до составления плана выполнения индивидуального задания.
|
|
|
Диаграмма логическая
Графическое средство, помогающее установить очередность действий. Представляет собой совокупность отрезков прямой, показывает, какие действия не могут быть начаты раньше, чем будут завершены другие действия.
|
|
|
З
Закрытый климат общения
Климат общения, характеризующийся скрытностью и ограничением взаимодействий людей друг с другом, создает эффект противоположный открытому климату общения.
|
|
|
Затруднение
Проблема ограниченного масштаба, с которой менеджер может справиться самостоятельно, поскольку существует опыт, подсказывающий способы ее решения.
|
|
|
И
Информационные потребности
Потребность в получении информации, необходимой для результативной деятельности работника, группы или организации.
|
|
|
К
Ключевые события
Наиболее важные события в плане, обычно перемежаемые группами менее важных событий. Одной из форм представления плана является перечень ключевых событий с указанием времени, когда они должны произойти, позволяющий информировать участников проекта о приоритетах и составлять детализированные планы в привязке к ключевым событиям.
|
|
|
Критерии SMART
Критерии, которыми должны руководствоваться менеджеры при постановке целей. Цели должны быть:
Specific – конкретными.
Measurable – измеримыми.
Achievable – достижимыми.
Relevant – уместными (соответствующими выполняемой деятельности).
Timed – согласованными по времени.
|
|
|
М
Матрица
Двумерный вариант списка, облегчающий быстрое сравнение вариантов при решении проблемы.
|
|
|
Матрица приоритетов
Матрица, позволяющая расписать дела в зависимости от степени важности и срочности
|
|
|
Мнения
Наши мысли по различным вопросам, о различных событиях и ситуациях. Субъективны и зависят от конкретной ситуации и прошлого опыта
|
|
|
Многосценарное планирование
Метод планирования, в котором учитывается факт, что большинство прогнозов будущего, в конечном счете, оказываются ошибочными. Менеджеры, использующие этот метод, создают несколько планов, отвечающих различным сценариям развития событий
|
|
|
Модель Адамса
Описывает семь стадий изменения самооценки индивидуума во время переходного периода: иммобилизацию, отрицание, депрессию, принятие реальности, экспериментирование, концептуализацию и интернализацию (1970)
|
|
|
Модель обмена информацией
Упрощенная модель, описывающая процесс обмена информацией между двумя сторонами: получателем и отправителем, и включающая в себя шесть стадий процесса общения: идею, кодирование, передачу, получение, декодирование и понимание
|
|
|
Мозговой штурм (brainstorming)
Метод инициации творческого мышления, изобретенный американским специалистом по рекламе Алексом Осборном. Сущность метода заключается в намеренном разделении этапов генерации и оценки идей. Откладывание вынесения суждений до тех пор, пока не будет высказано достаточно много идей. Мозговой штурм обычно проводится группой, тем не менее, его можно эффективно использовать в одиночку
|
|
|
О
Общение на макроуровне
Единый механизм, обеспечивающий информирование и мотивацию людей, использование их идей
|
|
|
Общение на микроуровне
Контакты между индивидуумами, в которые они вступают для обмена информацией, касающейся повседневной работы
|
|
|
Открытый климат общения
Климат общения в организации, который характеризуется тем, что работники охотно делятся необходимой информацией друг с другом, что способствует укреплению рабочих связей и результативному сбору и распространению информации
|
|
|
П
Пирамида целей
Диаграмма, показывающая взаимосвязь целей и действий на различных уровнях управления в крупных организациях с несколькими уровнями управления
|
|
|
Поэтапное планирование
Метод представления плана, заключающийся в указании последовательности времени через равные интервалы и основных действий, которые должны быть завершены к определенному времени. Часто используется в качестве средства мониторинга и контроля
|
|
|
Принцип 80/20 или «соотношение Паретто»
Теория, согласно которой 80% результата достигается 20% усилий, например 80% продаж компании приходится на 20% ее потребителей и, соответственно, на остальные 80% потребителей приходятся лишь 20% продаж. «Соотношение Парето» встречается во многих сферах человеческой деятельности, включая менеджмент
|
|
|
Причинно-следственная диаграмма
Диаграмма («скелет рыбы» или «елочка»), помогающая анализировать возможные причины проблемы и исследовать каждую из них в отдельности, имея в виду поиск решения
|
|
|
Проблема переходного процесса
Одна из проблем вхождения в менеджмент, возникающая при переходе на любую новую должность, не обязательно управленческую, и характеризующаяся предсказуемым изменением уровня оценки индивидуума
|
|
|
Р
Рациональный подход к принятию решений
Систематизированная, логически связанная последовательность шагов, призванных обеспечить учет всех важных факторов и взвешенную оценку всех важных соображений при решении проблемы. Включает в себя шесть этапов:
Этап 1. Ощущение наличия проблемы Этап 2. Анализ проблемы Этап 3. Постановка целей Этап 4. Генерация возможных решений Этап 5. Оценка каждого возможного решения Этап 6. Выбор решения, которое в наибольшей степени соответствует установленным ранее критериям
|
|
|
С
Сетевые графики
Семейство сложных вспомогательных средств планирования, на которых приводится предполагаемая длительность действий. Для этого соответствующие числа указываются в кружочках в узлах диаграммы сетевых графиков. Указание сроков позволяет выделять жизненно важные части плана, которые должны выполняться в строгой очередности, и менее критические части, допускающие определенную гибкость в сроках или обеспечении ресурсами
|
|
|
Синдром играющего тренера
Одна из проблем вхождения в менеджмент, заключается в том, что «новоиспеченные» менеджеры неохотно отказываются от функций специалистов-исполнителей, с которыми они успешно справлялись раньше и которые приносили им удовлетворение. Между тем многие управленческие должности требуют полного отказа от этих функций
|
|
|
Списки
Способ наглядного представления проблемы. Характеризуется простотой и подходит для случаев, когда необходимо сделать выбор из двух альтернатив
|
|
|
Стресс
Сильное психоэмоциональное напряжение, негативно влияющее на индивидуума, приводящее к снижению трудоспособности и ухудшению здоровья. Стресс лишает людей энергии, жизненной силы и рассудительности. Наиболее очевидными признаками стресса являются: раздражительность, вспыльчивость, склонность к панике, неумеренное курение, злоупотребление алкоголем, транквилизаторами и перегруженность работой вследствие неспособности правильно расставить приоритеты и делегировать полномочия
|
|
|
СТЭП-факторы
Ааббревиатура от первых букв внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации: социальных, технологических, экономических и политических факторов
|
|
|
Т
«Трясина»
Комплекс проблем, с которыми менеджер раньше не сталкивался и решение которых следует начинать с критического анализа основополагающих принципов. Это самые сложные и неподатливые проблемы
|
|
|
Трехэтапная модель решения проблемы
Простейшая модель, описывающая процессы решения проблемы и состоящая из трех этапов:
1) определить, что нужно сделать;
2) сделать это;
3) оценить достигнутые результаты
|
|
|
Трудность
Комплекс взаимосвязанных проблем, которые могут затрагивать многие подразделения, и потому, определение того, что необходимо сделать, требует сотрудничества нескольких менеджеров
|
|
|
У
Управленческая результативность
Показатель, отражающий степень достижения менеджером поставленных целей
|
|
|
Управленческие роли по Генри Минцбергу
Минцберг выделил 10 управленческих ролей, которые выполняют менеджеры в ходе своей работы, и разделил их на три группы:
Межличностные роли
Глава – формальный руководитель организации или ее подразделения. Олицетворяет их как во внутренних (внутри организации), так и во внешних (выходящих за ее пределы) взаимодействиях.
Лидер – фактический руководитель. Вдохновляет людей и ведет их к намеченным целям, совмещая потребности отдельных людей и организации.
Связующее звено – обеспечивает и поддерживает горизонтальные связи и взаимодействия, необходимые для эффективной работы.
Информационные роли
Собиратель – собирает и оценивает необходимую информацию о том, что происходит в организации и за ее пределами.
Распространитель – обеспечивает информационные потоки внутри организации или подразделения.
Представитель – передает информацию за пределы организации или подразделения в целях обеспечения эффективного взаимодействия с внешним окружением.
Роли в принятии решений
Инициатор – принимает решения о целесообразных изменениях и путях их внедрения.
Устранитель проблем – разрешает непредвиденно возникающие проблемы и препятствия.
Распределитель ресурсов – принимает решения о распределении ресурсов, в том числе времени, денег, людей и оборудования.
Ведущий переговоры – ведет переговоры с целью эффективного принятия решений с учетом различных точек зрения
|
|
|
Управленческий контроль
Один из видов управленческой деятельности, следующий за принятием решений и планированием. Контроль – циклический процесс, начинающийся с установления норм, за ним следует измерение показателей деятельности и сравнение их с нормами, после чего выполняются необходимые корректирующие действия
|
|
|
Ф
Факты
Реальная и объективная составляющая сообщения. Истинность фактов можно проверить или принять их без сомнений
|
|
|
Ц
Ценности
Нормы, глубоко укоренившиеся представления о хорошем и плохом, важном и не важном, существующие в обществе, в котором мы живем, в организации, где мы работаем
|
|
|
Ч
Чувства
Эмоциональная реакция на ситуацию, одна из составляющих общения
|
|