Время теста:
(продолжительность <30 мин.)
! До окончания теста менее минуты
! До окончания теста менее 5 минут
Тест по модулю
1
Как определить – обладает ли работник достаточными знаниями и опытом для выполнения своей работы? Какие виды оценки существуют для этого?
Собственное мнение сотрудника и документы, подтверждающие его квалификацию.
Оперативная оценка, рассматривающая текущие навыки и рабочие качества сотрудника, необходимые для обеспечения практического использования основных знаний.
Стратегическая оценка, определяющая, что из практического опыта может быть передано для обеспечения будущих базовых знаний.
Экспертная оценка профессиональных навыков, которая может быть оперативной и стратегической.
2
Назовите основные различия между материальными и нематериальными активами?
В отличие от материальных активов, для нематериальных активов характерно отсутствие осязаемой формы.
Нематериальные активы изнашиваются, могут устаревать быстро и медленно.
Нематериальные активы используются в стратегическом планировании, а материальные – в текущем планировании.
Материальные активы теряют свою значимость.
3
Определите отличительные характеристики информации и знаний.
Отличия зависят от взгляда исследователя и не могут быть обобщены.
Знания представляют собой подвижное соединение опыта, ценностей, информации, экспертного понимания.
Знания основаны на точном расчете и результатах исследования.
Информация более широкое понятие, чем знания.
4
Насколько эффективны методы неформального общения для обмена знаниями?
Не рекомендуются.
Не являются высокоэффективными.
Принципиально важны в работе с неформализованными знаниями.
Нет достаточных сведений об эффективности этих методов.
5
В чем состоит различие между интеллектуальными ресурсами и интеллектуальными активами компании?
Отсутствуют принципиальные различия данных понятий.
Организации имеют право собственности на принадлежащие ей интеллектуальные активы (патенты, ноу-хау, лицензии и.т.д.), но не обладают правом собственности на интеллектуальные ресурсы, являющиеся их источником (знания в головах сотрудников).
Интеллектуальные активы разнообразнее, чем интеллектуальные ресурсы организаций.
Интеллектуальные ресурсы принимаются за основу при определении рыночной стоимости компаний.
6
Какими характеристиками должны обладать ресурсы, чтобы стать стратегическими активами компании?
Ресурсы должны обеспечивать устойчивый рост прибыли организации в текущем периоде ее развития.
Ресурсы должны быть сформированы на основе современных технологий в области телекоммуникаций.
Ресурсы должны повторять состав ресурсов конкурентов, что обеспечивает условия для равной конкурентной борьбы.
Ресурсы должны обеспечивать организации устойчивые конкурентные преимущества. Их должно быть сложно воспроизвести или скопировать.
7
Какой состав из перечисленных содержит не только внешние источники знаний?
Интеллектуальный потенциал партнерских организаций, публикации, курсы, семинары, симпозиумы.
Научные исследования, средства массовой информации, менеджеры-консультанты сторонних организаций, материалы исследований в сети Интернет.
Информация от поставщиков, финансовые отчеты организации, обратная связь от менеджеров по продажам.
Изучение передовых методов работы, информация от потребителей.
8
В чем заключается роль информационных технологий в развитии процессов управления, основанного на знаниях?
ИТ позволяют повысить эффективность информационного обслуживания менеджерской деятельности.
ИТ ускоряют обмен информацией, сокращают время на обработку данных, увеличивают объем доступной информации, оптимизируют форму представления информации.
Позволяют частично заменить человеческие ресурсы современными технологиями.
Позволяют ускорить поиск необходимой информации.
9
Определите характеристики неявных знаний.
Неявное знание носит коллективный характер и легко передается от одного члена коллектива к другому.
К неявному относится знание, которое базируется на личном опыте, полученном в определенном контексте. Неявное знание трудно выразить словами, извлечь и передать другим людям.
Неявное знание хорошо поддается кодификации и формализации.
Неявное знание можно извлечь из следующих источников: книги, документы, формулы, схемы процессов, кейс-стади и т.п.
10
Определите характеристики явных знаний.
Явные знания могут быть выражены только формализованным способом (цифры, формулы и т.д.).
Явными являются те знания, которые могут быть отражены визуально.
Под явными понимают знания, которые характеризуются как определенные и точные, что создает возможность для записи и сохранения их содержания.
Явное знание может быть выражено словами, действиями, понятными только получателю информации.
11
Как происходит создание организационного знания?
В процессе обучения и отбора персонала организации.
Посредством эффективной организации информационного обслуживания деятельности менеджеров.
В результате накопления опыта сотрудниками компании.
Посредством социального взаимодействия явного/формализованного и неявного/неформализованного знания. Это взаимодействие называется трансформацией знания.
12
Кто является потребителями внутреннего знания организации?
Только топ-менеджеры, ответственные за принятие стратегических решений.
Линейные менеджеры, отвечающие за тактические решения.
Топ-менеджеры, линейные менеджеры, рядовые сотрудники.
Менеджеры информационной службы.
13
Какие новые управленческие действия появились в рамках функции управления знаниями?
Приобретение знаний, усвоение знаний, передача знаний.
Отбор и обучение персонала, кодификация информации.
Передача информации, исследования, развитие инноваций.
Повышение квалификации сотрудников, развитие информационной системы организации.
14
Какие мероприятия позволяют осуществить перевод неформализованных знаний в формализованное знание компании?
Наставничество, обучение сотрудников ветеранами, анализ примеров лучшей практики организации.
Системы вознаграждений, извлечение информации из базы данных организации.
Использование коллективной информации, хранящейся на клиентских рабочих столах, порталах компании.
Развитие культуры организации, использование метафор, неформальные встречи опытных сотрудников компании и «новичков».
15
В чем состоит новая роль знаний для развития общества и организаций?
Знания - это новый элемент в общественных отношениях.
Знания в обществе играют решающую роль, а их производство является источником роста экономики.
Знания влияют на развитие информационных технологий.
Знания определяют социально-политическую ситуацию в обществе.
16
Какие задачи решает управление знаниями в организации?
Управление знаниями систематизирует процессы информационного обмена в организациях.
Управление знаниями направлено на добавление реальных ценностей к информации с помощью ее фильтрации, синтеза, обобщения и предоставления ее в таком виде, который позволяет сотрудникам приобрести необходимые знания.
Управление знаниями синтезирует различные направления управленческой деятельности и ориентировано на увеличение прибыли.
Управление знаниями направлено на развитие инноваций в организациях.
17
Какие подходы к управлению знаниями выделяют по М. Хансену?
Стратегии идентификации и кодификации.
Стратегии систематизации и персонализации.
Стратегии мотивации и систематизации.
Стратегии имитации и персонализации.
18
В чем заключается пересмотр принципов построения экономических и управленческих отношений в организациях в эпоху «экономики знаний»?
Приоритеты отдаются «жестким» методам управления.
Акцент в управленческих решениях делается на процессах повышения производительности труда.
Приоритеты отдаются знаниям, рассматриваемым, с одной стороны, как важнейший ресурс, а с другой – как наиболее ценный конечный продукт.
19
В чем заключается сложность и специфика оценки нематериальных активов компании?
Отсутствие опыта в практике оценки нематериальных активов.
Отдаленность периода окупаемости вложений в знания, а также нематериальный характер преимуществ от применения знаний.
Не все методы оценки материальных активов могут быть перенесены на оценку нематериальных активов.
Недоработана система индикаторов, отражающих уровень развития сектора повышенного спроса на интеллектуальные ресурсы.
20
Как соотносятся между собой направления «Интеллекта бизнеса» (BI) и «Управления знаниями» (KM), определите сходства и различия?
Технологии BI по сравнению с КМ являются более универсальными, основанными на интегральном подходе к созданию, накоплению знаний и управлению ими.
В основе технологий BI лежит обработка структурированных данных. Технологии КМ связаны с анализом неструктурированной или слабоструктурированной информации.
Нет принципиальных различий в технологиях BI и КМ.
Технологии КМ являются эволюционным этапом в развитии технологий BI.
21
Какие основные тенденции в обществе способствовали становлению и развитию экономики знаний?
Мощное развитие информационных технологий привело к подъему роли и значения информации, которая стала важнейшим фактором развития общества.
Движущие силы глобализации и высокоскоростные коммуникационные каналы создали возможность не только накапливать и распространять информацию, но и воздействовать на мировую экономику.
Технический прогресс и информатизация мирового сообщества; глобализация; изменение демографической ситуации.
Демографическая ситуация, связанная со снижением рождаемости в развитых странах и необходимости подъема производительности труда за счет вклада людей, обладающих знаниями.
22
На решение каких задач в организациях направлены процессы управления знаниями?
Тактические задачи – по повседневному использованию знаний; стратегические задачи – по разработке стратегии формирования человеческого капитала, отвечающего долгосрочным целям компании.
Задачи, связанные с движением информационных потоков в организации.
Тактические и стратегические вопросы управления человеческими ресурсами в организации.
Стратегические вопросы, связанные с развитием информационной системы организации.
23
Какие новые должности вводятся в компаниях для решения задач по управлению знаниями?
Директор по управлению знаниями, менеджер по интеллектуальным активам, вице-президент по управлению интеллектуальными ресурсами.
Технолог производства, директор по обучению.
Директор отдела развития, экспедиторы решений, менеджеры по продажам.
Аналитик управления знаниями, директор информационной службы.
24
В чем состоят особенности знаний как объекта управления?
Данным объектом легко управлять.
Затруднена оценка последствий управленческих решений на данный объект.
Знаниям свойственна двойственная роль в организационных процессах (ресурс и результат, вход и выход, сырье и готовый продукт).
Для управления данным объектом могут быть использованы те же методы, что и в управлении персоналом.
25
Что относится к объектам интеллектуальной собственности компании?
Патенты, профессиональные тайны, авторские права, торговый знак.
Ноу-хау, лицензии, знания сотрудников.
Внутренняя деловая переписка сотрудников компании, документы, трудоустройство сотрудников.
26
Какую работу должны выполнять менеджеры организаций с целью повышения потенциала творческих работников?
Развитие персонала, поддержка инноваций.
Подбор персонала, передача информации.
Сбор, кодификация, структуризация и распространение информации.
Создание хранилищ данных, обучение сотрудников использованию информационных технологий.
27
Какие главные задачи выполняет в организации руководитель по обучению персонала?
Определение содержания работ по управлению знаниями, соответствующего целям организации; обеспечение сбалансированного обучения персонала в масштабе организации.
Привлечение опытных сотрудников к программам обучения.
Использование внешних специалистов, представляющих лучшие практики ведения бизнеса.
Создание виртуальных университетов.
28
Какой состав из перечисленных содержит не только внутренние источники знаний?
Корпоративная экспертиза, информация от внутренних заказчиков и поставщиков, организационная оценка.
Внутреннее обучение и образование, инициативы по развитию организации, корпоративное управление.
Предложения сотрудников, корпоративные информационные бюллетени, организационная структура и виды работ.
Постоянное документирование процессов организации, бенчмаркинг, стратегия бизнеса организации, моделирование внутренних процессов.
29
Назовите виды данных, с которыми работают информационные системы организаций.
Данные ретроспективного периода.
Данные, получаемые из внешних и внутренних источников.
Данные, необходимые для организации эффективного управления.
Структурированные и неструктурированные данные.
30
Какие стимулы мотивации могут быть использованы для квалифицированных работников, участвующих в программах управления знаниями?
Личностный рост, профессиональная независимость, ориентация на получение результата, материальное вознаграждение.
Только достойное материальное вознаграждение.
Ориентация на работу в творческом коллективе.
Приверженность организации, интегрированность в культуру организации.
31
Какие сферы ответственности в большей степени соответствуют руководителю по управлению знаниями?
Стратегическое планирование деятельности компании.
Создание в составе компании специализированных служб, ответственных за обучение персонала.
Развитие информационной системы организации.
Формирование культуры обмена знаниями, создание инфраструктуры знаний.
32
Существует ли универсальный набор информационных технологий, обеспечивающих автоматизацию процесса управления знаниями в организациях?
Отсутствует единый подход в выборе технологий, обеспечивающих процессы управления знаниями. Каждая организация формирует управленческие решения в этой области на базе имеющихся информационных ресурсов.
Созданы интегрированные программные продукты, обеспечивающие автоматизацию всех процессов УЗ в организациях.
Имеются единые методические рекомендации об организации информационного обслуживания процессов управления знаниями.
Проводится разработка универсальных технологий, обеспечивающих создание и эффективное функционирование системы управления знаниями в организациях.
33
К какой области научных знаний относится управление знаниями?
Управление персоналом.
Информационные технологии.
Социология и бизнес.
Междисциплинарное учение.
34
Какие действия необходимо выполнить для превращения данных в информацию?
Данные получают новые качества, когда в результате работы над ними они упорядочиваются для определенных целей.
Необходимо подвергнуть данные обработке и в дальнейшем провести их структуризацию.
Дополнить состав данных, исходя их цели исследования.
Провести экспертизу с целью определения достаточности состава данных для решения поставленных задач.
35
Какими чертами характера, знаниями и умениями должны обладать директора по управлению знаниями как менеджеры и лидеры?
Стремление к самореализации, продвижению карьеры.
Способности к управлению процессами, связанными со знаниями; коммуникативные способности; стратегическое мышление.
Способности к аналитической работе, кабинетным исследованиям.
Ориентация на достижение высоких финансовых результатов в текущем периоде, поиск быстрых, эффективных решений.
36
Определите содержание понятия «экономика знаний».
Это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности.
Это такая экономика, к которой знания формируют новые виды бизнеса.
Это экономика, в которой знания определяют направления развития технологий.
Это экономика, направленная на рост благосостояния общества.
37
Что понимается под организационным знанием компании?
Организационные знания определяются как организованная совокупность принципов, фактов, умений правил, которыми руководствуются при принятии решений.
Организационные знания являются суммой знаний о технологиях организаций.
Организационные знания приобретены только во внутренних процессах функционирования организаций.
Организационные знания – это знания, полученные в результате обучения сотрудников организации.
38
Какая основная цель использования технологий управления знаниями?
Сделать знания доступными и повторно используемыми на уровне всей организации.
Сократить расходы на управленческую деятельность.
Использовать новые технологии во всех процессах, связанных с управлением персоналом.
Повысить финансовые показатели деятельности организации.
39
Что входит в понятие интеллектуальный капитал компании?
Рыночные активы, интеллектуальная собственность, финансовые активы.
Рыночные активы, интеллектуальная собственность, культура организации.
Человеческий капитал, интеллектуальная собственность, технологии и финансы.
Рыночные активы, интеллектуальная собственность, человеческий капитал, инфраструктурный капитал.
40
Какие виды работ в первую очередь следует выполнять организациям, управляющим знаниями?
Делегирование полномочий интеллектуальным работникам организации.
Анализ соответствия сотрудников организации занимаемым должностям.
Создание информационной системы организации.
Документирование знаний, организация корпоративной памяти.