Тест по модулю

1 Что является предметом изучения в естествознании?
    Общие закономерности поведения людей
    Специфические научные теории
    Общие показатели деятельности
    Физические исследования
    Проблемы овладения новыми знаниями
    Общие закономерности поведения объектов Природы
2 В чем состоит так называемая проблема двух культур?
    В необходимости получения двух различающихся образований
    В соблюдении баланса между этими культурами
    В необходимости помнить положения теорий соответствующих двух групп
    Совмещать диаметрально противоположные подходы к окружающей действительности
    В необходимости постоянно «оглядываться» на эти культуры
3 Как можно трактовать понятие "биополе человека", оставаясь на строгих научных позициях?
    Как меру энергетики организма
    Как непознанные возможности человека
    Как основание для разрешения вопроса о паранормальных явлениях
    Как меру нормального электромагнитного излучения организма
    Как возможность отнести на его счет все непонятные явления
4 Чем обусловлена фундаментальная роль модели корпускулы?
    Ее универсальностью
    Возможностью моделировать поведение объектов космического масштаба, и поведение макроскопических тел, по своему масштабу привычных для человека, и поведение микрообъектов
    Возможностью рассмотрения галактики, планеты, летательного аппарата, частички вещества, молекулы, атомного ядра и даже элементарной частицы одинаковым образом
    Общностью рассмотрения
    Простотой использования
5 Дайте определение химии, учитывающее иерархию природных структур.
    Химия – наука о взаимодействии молекул
    В рамках химии сошлись понятия квантовой механики, атомной физики, термодинамики, статистической физики, а также физической кинетики
    Химия – наука о поведении веществ в различных условиях их взаимодействия
    Химия -наука, исследующая закономерности, проявляющиеся на атомно-молекулярном уровне организации материи
    Задача химии состоит в изучении строения молекул в процессе изменения этого строения в результате их взаимодействия
6 Что привнесла в развитие химической науки и технологии структурная концепция?
    Повлияла только на отдельные разработки
    Превратила химию в науку, способную создавать новые вещества и новые материалы
    Привела к созданию новых теорий
    Дала жизнь новым экспериментальным методам
    Обеспечила развитие химии
7 Какие могут быть типы измерений?
    Натурные
    Экспериментальные
    Прямые и косвенные
    Обобщающие
    Обобщающие
8 Как можно связать научный подход с развитием технологий?
    Они никак не связаны
    Развитие технологий не может идти без формирования научного метода мышления
    Развитие технологий может идти эмпирическим путем, но сильно ускоряется при переходе на научный метод мышления
    Взаимосвязь может и существует, но в явном виде определить ее наличие или отсутствие затруднительно
    Это понятия, относящиеся к различным категориям
9 Что такое закономерности динамического типа?
    Общие закономерности, в которых участвует время
    Традиционные подходы к изучению процессов, протекающих во времени
    Определяемые в процессе решения динамической задачи определения ускорения исходя из взаимодействия данного тела с окружением
    Следствия развития кинематики
    Описательные модели
10 Приведите примеры измерений за пределами естествознания
    Определение скорости прироста прибыли компании
    Измерение доходности места помещения капитала
    Определение количества октав, охватываемых голосом певицы
    Измерение доли граждан, проголосовавших за определенного кандидата
    Изучение закономерностей общественного развития.
11 В чем заключается особенность положения вирусов в иерархии живых структур?
    Вирусы ближе к бактериям, чем к высшим животным
    Вирусы находятся на грани живого и неживого
    Вирусы нельзя отнести к животным
    Вирусы нельзя отнести к растениям
    Вирусы одновременно и растения и животные
12 Каковы основные особенности социально-гуманитарного знания в сравнении с естествознанием?
    Социально-гуманитарное знание изучает человека, а естествознание- неживую природу, и области этих наук не пересекаются
    Первое изучает только человека, второе – только окружающую его природу
    Социально-гуманитарным знанием может овладеть только человек с гуманитарным образованием, а естественнонаучное образование позволят изучать природу
    Естествознание изучает общие закономерности природы, а социально-гуманитарное – социума, причем возможно пресечение областей изучения
    Они изучают разные проблемы
13 Поясните содержание понятия "концепция".
    Основополагающая, ключевая идея, основополагающее представление какого-либо теоретического построения
    Корпускулярная концепция, в основу которой положены корпускулярные, атомистические представления
    Общие положения для какой-либо области деятельности
    Заранее установленные закономерности
    Возможные механизмы появления определенных явлений
14 Что является важнейшим свойством всех полупроводников?
    Электронная или дырочная проводимость
    Теплопроводность
    Способность к обработке
    Высокая чувствительность их электропроводности к изменениям температуры, освещенности, магнитного поля, давления
    Возможность добыть их в природе
15 Поясните понятие "научная проблема".
    Проблема, которая требует не немедленного решения
    Основополагающий вопрос современности
    Ситуация в научной области деятельности
    Объект интереса ученых
    Сложный комплекс взаимосвязанных вопросов, требующих непременного разрешения (то есть актуальных), и для получения ответов на которые необходимы специальные исследования.
16 В чем состоит свойство хиральности живого?
    Это свойство отличает живое от неживого
    ДНК и РНК обладают соответствующей закрученностью молекул
    Указанное свойство обеспечивает сохранение информации в ДНК
    Нарушение хиральности приведет к нарушению деятельности организма
    Это свойство пока мало изучено
17 Что такое научный метод?
    Совокупность определенных представлений об окружающей действительности
    Мировоззрение, основанное на объективном, инструментальном и статистически обоснованном изучении мира
    Умение вовремя поставить проблему, нуждающуюся в решении
    Навык анализа текущих проблем
    Подход, основанный на личном опыте
18 Что такое лазер?
    Опасное оружие
    Важный технологический инструмент
    Гордость современной физики
    Основу современных оптических систем
    Устройство, преобразующее различные виды энергии (электрическую, световую и др.) в энергию когерентного оптического излучения.
19 Что такое детерминизм ?
    Представление о жесткой предопределенности множества событий в природе
    Поведение системы, для которой все известно
    Система знаний о природе
    Заблуждение ряда исследователей
    Инструмент исследования
20 Как можно оценить успешность применения научного метода в историческом развитии технологий
    Как хорошую
    Прирост знаний о технологическом развитии обусловил и образование научного подхода
    С повышением роли научного подхода прогресс технологий ускоряется
    Нет никакой успешности
    Формулировка вопроса предполагает взаимосвязь далеких друг от друга понятий
21 Раскройте понятие «модель» в естествознании
    Обозначает некий образ (материальный, мысленный или математический) изучаемого объекта
    Прообраз некоторого объекта, создаваемого человеком
    Искусственные вспомогательные объекты исследования, применяемые для анализа исходных реальных объектов
    Аналог изучаемого явления
    «Слепок» исследуемого объекта.
22 Раскройте содержание понятия "наблюдение".
    Способ получения количественной и качественной информации об изучаемых явлениях
    Основа естествознания
    Основной подход в ряде естественных и социальных наук: в астрономии, географии, в традиционных областях биологии (например, в ботанике), в экономике, истории, социологии и других.
    Возможность получения необходимой информации
    В некоторых случая единственная возможность получения необходимых данных
23 Каковы задачи и специфика прикладных и технических наук?
    Являются основными естественными науками
    Представляют частные области естествознания, которые не имеют самостоятельного фундаментального значения
    Представляют собой различные ветви биологии и наук о Земле, разрабатывающие узкие направления в своей области
    Относятся к прикладным ветвям естественных наук, задача которых - быть связующим мостом между естествознанием и техникой
    Вместе с основными естественными науками перекрывают весь фронт научного познания природы
    Относятся к конкретному научному знанию в определенных отраслях науки и техники
24 Чем обусловлено особое положение физики в системе естествознания с точки зрения научного подхода?
    Традицией развития естествознания
    Общностью методов
    Традицией развития соответствующих областей промышленности
    Выделением основополагающих для естествознания научных положений
    Большей наглядностью физических достижений
25 Каковы общие свойства генетического кода?
    Воспроизводимость
    Постоянство
    Триплетность, однозначность и универсальность
    Дихотомичность
    Большую информационную емкость
26 Как оценить общность полученных результатов?
    Проверить исходные данные
    Оценить их на основании жизненного опыта
    Принять на веру
    Провести определение тех же показателей другими методами
    Сопоставить с другими известными фактами
27 Дайте определение понятию "технология".
    Умение что-либо делать
    Совокупность последовательно выполняемых производственных операций/ технологических процессов, приводящих в конечном итоге к созданию товарной продукции
    Объект промышленной собственности
    Товар, который может быть продан на свободном рынке
    «Know-how»
28 Чем опасно обыденное сознание для ученых?
    Лишает преимуществ научного подхода
    Создает опасность получения ошибочных результатов
    Обуславливает отсутствие единства взглядов с другими учеными
    Лишает возможности осознавать полную картину мира
    Не дает возможности использовать соответствующие научные методы
29 Что такое энергия?
    Способ существования материи
    Мера существования поля сил
    Общая мера различных форм движения и взаимодействия всех видов материи
    Описательная величина для охарактеризования уровня напряжения
    Количественная характеристика
30 Поясните содержание понятий: классическая и неклассическая наука
    Первая относится к 18-19 векам, вторая разработана в последнее время
    Первая строила познание природы на наглядных представлениях,предметных образах,которые выработаны практикой человека,вторая-объясняет и описывает объекты,которые невозможно себе представить,исходя из простых и наглядных механистических моделей
    Различие указанных понятий описывает существенную особенность современного естествознания.
    Классическая наука носила абстрактно-познавательный, а неклассическая – прикладной характер
    Принципиальных различий нет
31 Что такое авто- и гетеротрофы?
    Организмы, синтезирующие органические вещества внутри себя называются автотрофами, потребляющие их из продуктов переработки автотрофами – гетеротрофы
    Мельчайшие органические вещества
    Автохтоны некоторых больших рек
    Живые системы
    Вещества, важные для органической жизни
32 В чем состоят концепции дальнодействия и близкодействия?
    В измерении расстояния между взаимодействующими объектами
    Во взаимодействии между объектами через пустое пространство или через «посредника» между взаимодействующими объектами
    В изучении размеров объектов в микро- и макромире
    В исследовании поведения движущихся на разных расстояниях тел
    В определении наиболее эффективного для взаимодействия расстояния
33 Как может повлиять на общество и на деятельность предпринимателей использование результатов проведенного исследования, учитывая тот факт, что, как установлено,эволюционное проведение экономических преобразований приводит к снижению инфернальности для людей.
    Это невозможно учесть
    Выявлено много факторов, использование которых приведет к улучшению положения
    Не стоит ничего делать, все равно ничего не изменится
    Улучшения будут столь малы, что их можно связать и с обычными флуктациями
    Улучшения все равно не стоит ожидать, случится что-нибудь другое
34 Чем опасно обыденное сознание для менеджеров и/или предпринимателей?
    Лишает возможности освоить разработанные учеными инструменты и методы управления организациями
    Не дает объективной картины мира
    Создает иллюзию «всезнайства»
    Создает преувеличенное мнение о своих возможностях
    Лишает способностей к развитию
35 Раскройте содержание понятия "эксперимент".
    Исследование, в котором экспериментатор не только воздействует на изучаемый объект, но сам организует исследуемое явление
    Изучение явления при его воспроизведении в строго контролируемых условиях
    Основа большинства физических наук, химии, широко распространен в биологии.
    Дорогостоящий способ познания
    Эффективный способ познания
36 Назовите важнейшие типы волновых процессов в природе?
    Волны сплошные и разрывные
    Поперечные и упругие
    Поперечные и продольные
    Поверхностные и объемные
    Стоячие
37 Что означают однородность и изотропность пространства, однородность времени?
    Наличие соответствующих симметрий
    Одинаковость свойств пространства и времени
    Идеализированное представление
    Удобная модель представления реальной ситуации
    Общий подход к описанию событий
38 Поясните понятия "фотосинтез"
    Переработка солнечного излучения в органические вещества
    Преобразование углекислого газа и воды в питательные вещества
    Извлечение энергии из питательных веществ при их расщеплении (катаболизме), когда химическая энергия освобождается и расходуется на синтез в организме необходимых ему органических веществ (анаболизм)
    Обеспечение развития растения
    Организация потоков питательных веществ в растении
39 Чем отличается стационарная термодинамическая система от равновесной?
    Это однородные понятия
    Отличия состоят в уровне неоднородности термодинамических характеристик в системе
    Для большинства систем нет особой разницы
    Живые системы всегда неравновесны, но могут быть стационарными, так как энтропия материи, поступающей в систему, компенсирует ее увеличение в системе, происходящее за счет необратимых процессов
    Неравновесные системы изучать значительно сложнее, чем стационарные
40 Что такое иррациональный метод?
    Интуиция, догадка
    Метод, который обладает своими достоинствами и большими возможностями при изучении сложных явлений и при нехватке данных наблюдений, экспериментов
    Угадывание результата, который должен был бы стать результатом логического осмысления определенной информации.
    Метод, применяемый тогда, когда рациональный путь познания невозможен.
    Интуитивное суждение, базирующееся на способности человеческого мозга подсознательно использовать весь имеющийся опыт для преодоления недостатка информации в какой-то частной области,
    Метод, который позволяет "перепрыгнуть через незнание".