|
А
Атрибут
Существенное, необходимое свойство, признак объекта, предмета или явления.
|
|
|
Б
База данных (БД)
Это совокупность структурированных и упорядоченных данных, относящихся к определенной предметной области.
|
|
|
База знаний (БЗ)
Основной компонент интеллектуальной системы, содержащий экспертные знания об определенной предметной области. Эти знания представляют собой собрание фактов, правил, эвристик и процедур, организованных различными схемами и моделями представления.
|
|
|
База моделей
Собрание настроенных количественных моделей, которое содержит обычные и специальные статические, финансовые, прогнозирующие, управленческие и другие количественные модели.
|
|
|
Бенчмаркинг
Это систематический процесс выявления лучших организаций, оценка их продукции, технологий, методов с целью использования передового опыта этих компаний.
|
|
|
В
Визуализация данных
Графическая анимация (оживление) или видео представление данных и результатов анализа данных.
|
|
|
Г
Гипертекст (HTML)
Система информационных объектов, объединенных между собой направленными связями, образующими сеть. Объединение взаимосвязанных по тематике фрагментов множества текстов (документов) порождает новый текст на основе оригинальных фрагментов, заимствованных в исходных текстах.
|
|
|
Гипертекстовая технология
Представление текста в виде многомерной иерархической структуры типа сети.
|
|
|
Д
Директор по управлению знаниями
Chief Knowledge Officer
Должностное лицо высшего уровня управления. В его обязанности входит разработка систем и программ совместного использования корпоративных знаний, увязывающая их с общей корпоративной стратегией и итогами деятельности компании.
|
|
|
Домены знаний
Представляют собой специализированные предметные области знаний, на которые разделяются базовые знания, необходимые компании для реализации своих стратегических целей: рынок, продукт, потребитель, сервис, персонал и т.п.
|
|
|
И
Имитационное моделирование
Подход к управлению сложными системами, при котором строится экспериментальная модель системы, затем производится анализ и сравнительная оценка конкретных вариантов функционирования системы путем «проигрывания» различных ситуаций на рассматриваемой модели.
|
|
|
Индукция
В логике, форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.
|
|
|
Инженер знаний
Специально подготовленный системный аналитик, который «извлекает» из предметных экспертов описания, стратегии и эмпирические правила, используемые ими при решении задач, встраивает эти знания в интеллектуальную систему, устанавливает методы рассуждения, выбирает необходимый программный инструментарий, проектирует, строит и тестирует интеллектуальную систему.
|
|
|
Инженерия знаний
а) теория, методология и технология интеллектуальных и экспертных систем, которые охватывают методы добычи, анализа и выражения в правилах знаний экспертов; б) процесс построения интеллектуальной системы.
|
|
|
Интеллектуальная система поддержки решений
Это компьютерная система, со стоящая из 5 основных взаимодействующих компонентов: языковой под системы, информационной подсистемы, подсистемы знаний, подсистемы моделей и подсистемы обработки и решения задач.
|
|
|
Интеллектуальная собственность
Понятие, которое используется для обозначения прав на результаты интеллектуальной деятельности. Объекты интеллектуальной собственности представляют собой охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, оформленные в соответствии с существующим законодательством.
|
|
|
Интеллектуальный анализ данных (ИАД)
Data mining (DM)
Термин, используемый для описания обнаружения и выделения знаний в базах данных, изыскания и исследования данных, обработки образцов данных, очистки и сбора данных; здесь же подразумевается сопутствующее программное обеспечение.
|
|
|
Интеллектуальный капитал
Это знания, которые могут существовать в организации в явной и неявной форме (патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках и т.п.). Т. Стюарт выделяет три составляющие интеллектуального капитала: человеческий капитал, организационный капитал, потребительский капитал.
|
|
|
Интерфейс
Часть компьютерной системы, которая взаимодействует с пользователем, принимая команды, в частности, через клавиатуру компьютера и отображая результаты, порожденные другими частями компьютерной системы.
|
|
|
Интранет
Внутренняя сеть, которая использует способности Интернет, такие, как просмотр, механизмы поиска и электронную почту (e-mail).
|
|
|
Искусственный интеллект (ИИ)
Имитация некоторых видов интеллектуальной человеческой деятельности в электронных системах. Целью искусственного интеллекта как науки является создание компьютерных устройств и технологий, способных выполнять действия, которые требуют человеческого интеллекта.
|
|
|
К
Кодификация знаний
Процесс превращения скрытых и подразумеваемых знаний в явные, их формализация, приведение знания в документальную форму, представление их на бумажных или электронных носителях.
|
|
|
Корпоративная память
Это хранилище знаний компании. Корпоративная память существует в трех разных формах: в человеческой памяти, на бумажных носителях и в электронном виде.
|
|
|
Культура знаний
Это определенная корпоративная философия, включающая базовые принципы и ценности компании, соответствующие стратегическим целям, приоритетам, стратегии управления знаниями, на которую ориентируются в своей деятельности и разделяют все сотрудники компании.
|
|
|
Н
Нейронная сеть
Система обрабатывающих элементов, называемых нейронами, связанных между собой для формирования сети. Фундаментальной и основной характеристикой биологической нейронной сети является способность к обучению.
|
|
|
Нематериальные активы
Это специфические активы, для которых характерны: 1) отсутствие осязаемой формы; 2) долгосрочность использования; 3) способность приносить доход.
|
|
|
О
Одноранговая сеть
Peer-to-peer
Соединения нескольких персональных компьютеров (обычно менее 10), при котором каждый действует в качестве равноправного узла сети, совместно используя информацию без помощи центрального сервера.
|
|
|
Оперативная аналитическая обработка
OLAP (Online Analytical Processing)
Информационный процесс, который дает возможность пользователю запрашивать систему, проводить анализ и т.д. в оперативном режиме. В OLAP предусмотрены такие действия, как генерация запросов, запросы нерегламентированных отчетов, проведение статистического анализа и построение мультимедийных приложений.
|
|
|
Оперативная обработка трансакций
OLTP (Online Transaction Processing)
Режим извлечения оперативных данных из неавтономных систем обработки трансакций в режиме он-лайн для хранилища оперативных данных, базирующихся на головных компьютерах (мейн-фрейм).
|
|
|
Оптимальное решение
Наилучшее возможное решение моделированной задачи.
|
|
|
Оптимизация
Итеративный процесс улучшения решения задачи в отношении определенной целевой функции.
|
|
|
Организационная культура
Это система ценностей, убеждений, принципов деятельности, норм поведения, принятых в организации и разделяемых ее работниками. Кроме этого, в качестве основных составляющих корпоративной культуры рассматривают символы, традиции, церемонии, ритуалы; героев, историю компании, мифы, легенды; мотивацию, язык общения, внешний вид персонала; стиль руководства, символику и дизайн компании.
|
|
|
Организационный капитал (организационные знания)
Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами.
|
|
|
П
Потребительский (клиентский капитал)
Это знания о клиентах, потребителях, капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с потребителями и клиентами.
|
|
|
Процесс управления знаниями
Совокупность этапов, включающих формирование, распространение, обмен, использование знаний. В процессе управления знаниями осуществляется накопление (хранение) знаний, их развитие, защита, а также аудит, оценка и контроль.
|
|
|
Р
Репозитарий знаний
Электронная корпоративная память.
|
|
|
С
Система
Множество элементов или объектов, взаимодействующих как единое целое.
|
|
|
Система контроля качества
Обеспечивает информацией о качестве поступающих материалов и комплектующих частей, так же как о качестве полуфабрикатных изделий в процессе производства и готовой продукции. Эта системы хранят результаты всех проверок. Она также сравнивают текущие результаты со стандартами.
|
|
|
Система обработки трансакций (СОТ)
Поддерживает повторяющиеся, рутинные задачи и действия, а также штат исполнителей.
|
|
|
Система управления базой данных (СУБД)
Система методов и средств, сбора, хранения, поиска и представления информации в БД.
|
|
|
Стратегические активы
Это такие ресурсы организации, которые обеспечивают ей устойчивые конкурентные преимущества. При этом ресурсы должны быть ценны для организации; они должны быть редкими, у них не должно быть заменителей; их должно быть сложно воспроизвести или скопировать.
|
|
|
Т
Творческая личность
Творческие личности отличаются оригинальностью взглядов и подходов, открытостью, любознательностью, умеют концентрироваться на сути возникающих проблем, отличаются упорством и восприимчивостью к новым идеям.
|
|
|
Творческая организация
Имеет гибкие структуры, должностные обязанности сотрудников определены приблизительно, сферы ответственности частично совпадают, формулировки задач носят общий характер, акцент делается на совместной работе. Творческим организациям свойственна свобода, состязательность и партнерство, которые являются источником новых идей. Стремление повысить творческий уровень и развить способности к инициированию изменений выражаются в разработке различных программ.
|
|
|
У
Управление знаниями
Это разработка и реализация стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями для обеспечения конкурентоспособности бизнеса.
|
|
|
Ф
Формат XML
Формат представления цифровых данных, допускающий преобразования в любые представления без потери структуры данных.
|
|
|
Х
Хранилище данных
Гигантское «хранилище» данных, которое создается для хранения постоянно возрастающих объемов информации и может содержать триллионы байтов данных.
|
|
|
Хранилище знаний
Хранилище специальных знаний организации.
|
|
|
Ч
Человеческий капитал
Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда.
|
|
|
Э
Экспертная система
Система, которая использует человеческие знания и логику эксперта, встраиваемые в компьютер, для обеспечения высокоэффективного решения задач в некоторой узкой предметной области.
|
|