на главную
  
 
   А
   Атрибут
   Существенное, необходимое свойство, признак объекта, предмета или явления.
   
 
 
   Б
   База данных (БД)
   Это совокупность структурированных и упорядоченных данных, относящихся к определенной предметной области.
   
 
 
   База знаний (БЗ)
   Основной компонент интеллектуальной системы, содержащий экспертные знания об определенной предметной области. Эти знания представляют собой собрание фактов, правил, эвристик и процедур, организованных различными схемами и моделями представления.
   
 
 
   База моделей
   Собрание настроенных количественных моделей, которое содержит обычные и специальные статические, финансовые, прогнозирующие, управленческие и другие количественные модели.
   
 
 
   Бенчмаркинг
   Это систематический процесс выявления лучших организаций, оценка их продукции, технологий, методов с целью использования передового опыта этих компаний.
   
 
 
   В
   Визуализация данных
   Графическая анимация (оживление) или видео представление данных и результатов анализа данных.
   
 
 
   Г
   Гипертекст (HTML)
   Система информационных объектов, объединенных между собой направленными связями, образующими сеть. Объединение взаимосвязанных по тематике фрагментов множества текстов (документов) порождает новый текст на основе оригинальных фрагментов, заимствованных в исходных текстах.
   
 
 
   Гипертекстовая технология
   Представление текста в виде многомерной иерархической структуры типа сети.
   
 
 
   Д
   Директор по управлению знаниями
   Chief Knowledge Officer
   Должностное лицо высшего уровня управления. В его обязанности входит разработка систем и программ совместного использования корпоративных знаний, увязывающая их с общей корпоративной стратегией и итогами деятельности компании.
   
 
 
   Домены знаний
   Представляют собой специализированные предметные области знаний, на которые разделяются базовые знания, необходимые компании для реализации своих стратегических целей: рынок, продукт, потребитель, сервис, персонал и т.п.
   
 
 
   И
   Имитационное моделирование
   Подход к управлению сложными системами, при котором строится экспериментальная модель системы, затем производится анализ и сравнительная оценка конкретных вариантов функционирования системы путем «проигрывания» различных ситуаций на рассматриваемой модели.
   
 
 
   Индукция
   В логике, форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.
   
 
 
   Инженер знаний
   Специально подготовленный системный аналитик, который «извлекает» из предметных экспертов описания, стратегии и эмпирические правила, используемые ими при решении задач, встраивает эти знания в интеллектуальную систему, устанавливает методы рассуждения, выбирает необходимый программный инструментарий, проектирует, строит и тестирует интеллектуальную систему.
   
 
 
   Инженерия знаний
   а) теория, методология и технология интеллектуальных и экспертных систем, которые охватывают методы добычи, анализа и выражения в правилах знаний экспертов; б) процесс построения интеллектуальной системы.
   
 
 
   Интеллектуальная система поддержки решений
   Это компьютерная система, со стоящая из 5 основных взаимодействующих компонентов: языковой под системы, информационной подсистемы, подсистемы знаний, подсистемы моделей и подсистемы обработки и решения задач.
   
 
 
   Интеллектуальная собственность
   Понятие, которое используется для обозначения прав на результаты интеллектуальной деятельности. Объекты интеллектуальной собственности представляют собой охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, оформленные в соответствии с существующим законодательством.
   
 
 
   Интеллектуальный анализ данных (ИАД)
   Data mining (DM)
   Термин, используемый для описания обнаружения и выделения знаний в базах данных, изыскания и исследования данных, обработки образцов данных, очистки и сбора данных; здесь же подразумевается сопутствующее программное обеспечение.
   
 
 
   Интеллектуальный капитал
   Это знания, которые могут существовать в организации в явной и неявной форме (патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках и т.п.). Т. Стюарт выделяет три составляющие интеллектуального капитала: человеческий капитал, организационный капитал, потребительский капитал.
   
 
 
   Интерфейс
   Часть компьютерной системы, которая взаимодействует с пользователем, принимая команды, в частности, через клавиатуру компьютера и отображая результаты, порожденные другими частями компьютерной системы.
   
 
 
   Интранет
   Внутренняя сеть, которая использует способности Интернет, такие, как просмотр, механизмы поиска и электронную почту (e-mail).
   
 
 
   Искусственный интеллект (ИИ)
   Имитация некоторых видов интеллектуальной человеческой деятельности в электронных системах. Целью искусственного интеллекта как науки является создание компьютерных устройств и технологий, способных выполнять действия, которые требуют человеческого интеллекта.
   
 
 
   К
   Кодификация знаний
   Процесс превращения скрытых и подразумеваемых знаний в явные, их формализация, приведение знания в документальную форму, представление их на бумажных или электронных носителях.
   
 
 
   Корпоративная память
   Это хранилище знаний компании. Корпоративная память существует в трех разных формах: в человеческой памяти, на бумажных носителях и в электронном виде.
   
 
 
   Культура знаний
   Это определенная корпоративная философия, включающая базовые принципы и ценности компании, соответствующие стратегическим целям, приоритетам, стратегии управления знаниями, на которую ориентируются в своей деятельности и разделяют все сотрудники компании.
   
 
 
   Н
   Нейронная сеть
   Система обрабатывающих элементов, называемых нейронами, связанных между собой для формирования сети. Фундаментальной и основной характеристикой биологической нейронной сети является способность к обучению.
   
 
 
   Нематериальные активы
   Это специфические активы, для которых характерны: 1) отсутствие осязаемой формы; 2) долгосрочность использования; 3) способность приносить доход.
   
 
 
   О
   Одноранговая сеть
   Peer-to-peer
   Соединения нескольких персональных компьютеров (обычно менее 10), при котором каждый действует в качестве равноправного узла сети, совместно используя информацию без помощи центрального сервера.
   
 
 
   Оперативная аналитическая обработка
   OLAP (Online Analytical Processing)
   Информационный процесс, который дает возможность пользователю запрашивать систему, проводить анализ и т.д. в оперативном режиме. В OLAP предусмотрены такие действия, как генерация запросов, запросы нерегламентированных отчетов, проведение статистического анализа и построение мультимедийных приложений.
   
 
 
   Оперативная обработка трансакций
   OLTP (Online Transaction Processing)
   Режим извлечения оперативных данных из неавтономных систем обработки трансакций в режиме он-лайн для хранилища оперативных данных, базирующихся на головных компьютерах (мейн-фрейм).
   
 
 
   Оптимальное решение
   Наилучшее возможное решение моделированной задачи.
   
 
 
   Оптимизация
   Итеративный процесс улучшения решения задачи в отношении определенной целевой функции.
   
 
 
   Организационная культура
   Это система ценностей, убеждений, принципов деятельности, норм поведения, принятых в организации и разделяемых ее работниками. Кроме этого, в качестве основных составляющих корпоративной культуры рассматривают символы, традиции, церемонии, ритуалы; героев, историю компании, мифы, легенды; мотивацию, язык общения, внешний вид персонала; стиль руководства, символику и дизайн компании.
   
 
 
   Организационный капитал (организационные знания)
   Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами.
   
 
 
   П
   Потребительский (клиентский капитал)
   Это знания о клиентах, потребителях, капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с потребителями и клиентами.
   
 
 
   Процесс управления знаниями
   Совокупность этапов, включающих формирование, распространение, обмен, использование знаний. В процессе управления знаниями осуществляется накопление (хранение) знаний, их развитие, защита, а также аудит, оценка и контроль.
   
 
 
   Р
   Репозитарий знаний
   Электронная корпоративная память.
   
 
 
   С
   Система
   Множество элементов или объектов, взаимодействующих как единое целое.
   
 
 
   Система контроля качества
   Обеспечивает информацией о качестве поступающих материалов и комплектующих частей, так же как о качестве полуфабрикатных изделий в процессе производства и готовой продукции. Эта системы хранят результаты всех проверок. Она также сравнивают текущие результаты со стандартами.
   
 
 
   Система обработки трансакций (СОТ)
   Поддерживает повторяющиеся, рутинные задачи и действия, а также штат исполнителей.
   
 
 
   Система управления базой данных (СУБД)
   Система методов и средств, сбора, хранения, поиска и представления информации в БД.
   
 
 
   Стратегические активы
   Это такие ресурсы организации, которые обеспечивают ей устойчивые конкурентные преимущества. При этом ресурсы должны быть ценны для организации; они должны быть редкими, у них не должно быть заменителей; их должно быть сложно воспроизвести или скопировать.
   
 
 
   Т
   Творческая личность
   Творческие личности отличаются оригинальностью взглядов и подходов, открытостью, любознательностью, умеют концентрироваться на сути возникающих проблем, отличаются упорством и восприимчивостью к новым идеям.
   
 
 
   Творческая организация
   Имеет гибкие структуры, должностные обязанности сотрудников определены приблизительно, сферы ответственности частично совпадают, формулировки задач носят общий характер, акцент делается на совместной работе. Творческим организациям свойственна свобода, состязательность и партнерство, которые являются источником новых идей. Стремление повысить творческий уровень и развить способности к инициированию изменений выражаются в разработке различных программ.
   
 
 
   У
   Управление знаниями
   Это разработка и реализация стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями для обеспечения конкурентоспособности бизнеса.
   
 
 
   Ф
   Формат XML
   Формат представления цифровых данных, допускающий преобразования в любые представления без потери структуры данных.
   
 
 
   Х
   Хранилище данных
   Гигантское «хранилище» данных, которое создается для хранения постоянно возрастающих объемов информации и может содержать триллионы байтов данных.
   
 
 
   Хранилище знаний
   Хранилище специальных знаний организации.
   
 
 
   Ч
   Человеческий капитал
   Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда.
   
 
 
   Э
   Экспертная система
   Система, которая использует человеческие знания и логику эксперта, встраиваемые в компьютер, для обеспечения высокоэффективного решения задач в некоторой узкой предметной области.