10-06-2004 Москва: Системе высшего образования необходимы приоритеты
10 июня в Московской городской Думе состоялись депутатские слушания по теме: «Место и роль Москвы в решении актуальных проблем высшей школы и подготовке научных кадров». На сегодняшний день система образования Российской Федерации включает более 140 тысяч образовательных учреждений, в которых учатся около 30 млн. человек. В 2003 году объем финансирования образовательных учреждений составил 76 млрд. рублей из федерального бюджета. И все-таки проблема финансирования образования и науки остается нерешенной. Как отмечалось на заседании, недостаточное внимание властей к проблемам высшего образования и науки приводит к их недофинансированию и росту социальной напряженности среди научно-технической интеллигенции. В результате, российское образование и наука оказались в условиях падения спроса на научные знания и разработки. Многие выпускники ВУЗов и аспиранты, так и не защитив свои диссертации, уходят в коммерческие структуры. Около 90 процентов представителей науки и профессорско-преподавательского состава ищут дополнительный заработок на стороне. Низкая заработная плата, отсутствие жилья и невозможность воплотить свои научные разработки в жизнь приводят к тому, что часть выпускников российских ВУЗов и молодых ученых уезжает на Запад. Так, Россия ежегодно теряет от утечки интеллектуальной собственности около 50 млрд. долларов. Проблемы существуют и в московских ВУЗах. Как заметил депутат Иван Новицкий, в столице находится большое количество высших учебных заведений, куда ежегодно поступают сотни тысяч москвичей, россиян и граждан других государств. На сегодняшний день остро стоит вопрос о сочетании интересов Российской Федерации и города. Сейчас институты и научные организации города являются одними из самых крупных пользователей государственной собственности: они владеют земельными участками, зданиями и другой недвижимостью, поэтому сегодня назрела необходимость решить вопрос разграничения собственности между Российской Федерацией и Москвой в части имущества ВУЗов и научных институтов. Существует также проблема имущественных взаимоотношений города и частных высших учебных заведений. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: конкурс в московские ВУЗы все время растет, они ежегодно выпускают огромное количество молодых специалистов, а в государственных школах и поликлиниках не хватает учителей и врачей. В связи с этим участники слушаний – депутаты Мосгордумы, представители Министерства науки и образования РФ, Департамента образования города Москвы, Совета ректоров ВУЗов столицы высказали предложение по внедрению новых принципов экономического взаимодействия регионов и Министерства образования РФ. Это позволило бы регионам за счет собственных бюджетных средств формировать государственный заказ на специалистов нужного профиля и обеспечивать потребности региона в квалифицированных кадрах. На заседании отмечалось, что стремление развивать новые технологии сталкивается с тем, что количество вузов, которые готовят специалистов по этим направлениям, ограничено. Важно определиться с приоритетами в образовании и выработать четкую концепцию финансирования из городского бюджета определенных направлений высшего образования. Участники заседания обсудили также вопросы профессионального отбора в высшие учебные заведения и совершенствования системы Единого государственного экзамена. Был затронут вопрос и о криминальной обстановке в образовательной системе. По словам представителя Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ Вадима Абрамова, в 2003 году в системе образовательных учреждений было выявлено 8,5 тысяч преступлений, ущерб от которых составил 518 млн. рублей. В Москве было раскрыто 347 преступлений, а материальный ущерб составил 377 млн. рублей. Среди экономических преступлений – взяточничество и нецелевое использование зданий и помещений, особенно студенческих общежитий. В последнее время большое распространение получила подделка документов об окончании учебных заведений. Сейчас принимаются меры по пресечению размещения в интернете фальсифицированных материалов для сдачи Единого государственного экзамена. Отмечая необходимость совершенствования законодательства об образовании, Иван Новицкий заметил, что по итогам обсуждения будут подготовлены нормативные предложения и разработаны организационные меры, которые затем будут рассмотрены на заседании Правительства Москвы. |