14-08-2001 Торговые предприниматели не идут учиться
Как отмечают в Приморском ЦСМ, одна из самых больных проблем при сертификации предприятий торговли заключается в отсутствии у персонала профессиональной подготовки. Да и руководители торговых фирм не блещут, как правило, избытком специальных знаний. Тем более корочек. При нынешней ситуации в торговой отрасли, когда коммерцией занимаются все подряд, это неудивительно. Странно другое -почему торговые предприниматели не идут учиться? Было бы негде, еще понятно. Но ведь сегодня система обучения и повышения квалификации торговых работников развита в крае неплохо. Учебные заведения разного уровня предлагают желающим многочисленные программы как для специалистов руководящего звена, так и для обслуживающего персонала. Как для тех, кто не имеет специального образования, так и для дипломированных работников. Институт повышения квалификации кадров (ИПКК) ДВГАЭУ готовит для торговли менеджеров высшего и среднего звена управления. Для них же свои услуги предлагает высшая школа при ДВГТУ. Еще больше заведений преподает практические навыки торгового дела. Владивостокский гуманитарно-кооперативный техникум и техническое училище N43 помогают в получении знаний продавцам, школа подготовки кадров при Владивостокском ГУМе - продавцам, контролерам-кассирам и буфетчикам. Сомневаться в квалификации большинства из них не приходится. ДВГАЭУ, например, повышает уровень торговых работников уже 15 лет. В свое время, когда об отрасли заботились и заставляли соответствующих специалистов обучаться раз в пять лет (одновременно финансируя). К тому же, что немаловажно, вышеназванные заведения выдают выпускникам курсов удостоверения государственного образца. Такую корочку признают в любом официальном учреждении, а также конкурирующей организации на любой территории страны при приеме на работу. Тем не менее в ИПКК ДВГАЭУ жалуются на низкую посещаемость торговых курсов, и соответствующий факультет института в последнее время чаще всего остается без работы. С продавцами получше. В колледже N 43 нам сказали, что недостатка в слушателях не ощущают. Правда, больше половины из них обучаются за свой счет. Владельцы торговых фирм не особенно щедры на финансирование своих сотрудников в их тяге к просвещению. Судя по разговорам, среди коммерсантов мало тех, кто категорически отрицает необходимость профессионального образования в отрасли. Большинство не против бы поучиться, но мешают некоторые обстоятельства. Одно из них - загруженность. Согласно государственным требованиям минимальное время, отведенное на курсы повышения квалификации, составляет 72 часа. Это полторы недели при дневном обучении, три - при вечернем. Не каждый предприниматель в состоянии позволить себе столь долгий отрыв от собственного производства, и тем более он не любит, когда филонят сотрудники его предприятия. С рядовым составом - особые сложности. Если отдельные фирмы еще позволяют себе соответствующие траты на специалистов высшего звена, продавцы в этом смысле обделены. Инвестировать их образование не хотят. Кому-то не хватает средств, ведь, как ни крути, а на каждого продавца нужно потратить не менее 800 руб., менеджера - 1200-1500. "А у нас их 50 человек, вот и получается расход", - сказали в одной довольно солидной компании. "Ладно бы они после этого работали, а то выучишь их, и они потом уходят либо к конкурентам, либо вообще свое дело открывают. У нас нет возможностей ковать предпринимательские кадры на сторону", - отметили в другой, помельче. Еще куда ни шло пользоваться бесплатными семинарами, организуемыми иногда по определенной теме контролирующими службами. А если повезло с поставщиком, переживающим за качество реализации своей продукции, корпоративно изучать внутренние инструкции и пособия - для собственного пользования это эффективно. Еще проще при нынешнем избытке рабочей силы сразу выбирать дипломированных работников, а когда их корки устареют, заменить их более свежими в придачу с владельцами. Так делают почти все, даже крупные торговые компании. Другой вопрос, в первых двух случаях государственные удостоверения получить нельзя, а в последнем - дипломированных специалистов на всех желающих не напасешься. Их не так много, в отличие от рабочей силы. Однако обязательная сертификация торговли подходит к своему апогею и в 2002 г. вступит в завершающую стадию. А без квалификации рядового и тем более руководящего состава к ней не стоит и приступать. |