21-07-2004 Серьезного сокращения бюджетных мест в вузах не предполагается
Руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин дал интервью и ответил на вопросы читателей "РГ". В частности, он сказал: Рассматривается вопрос об увеличении студенческой стипендии в 2005 году. Кроме того, мы увеличили средства на материальную помощь студентам с 5 до 25%. C 1 сентября это 560 миллионов дополнительно к стипендиальному фонду. А в будущем году он составит 1 миллиард 800 миллионов рублей. Серьезного сокращения бюджетных мест в вузах не предполагается. По закону сейчас на 10 тысяч населения приходится 170 студентов, обучающихся бесплатно. Фактически же последних гораздо больше - свыше двухсот. В этом году мы примем в вузы 1,3 миллиона человек. А вообще студентов в России в два с половиной раза больше, чем было в вузах СССР, - шесть миллионов. Всем завтрашним абитуриентам советую: следите за правилами поступления, которые, скорее всего, будут совершенствоваться. С точки зрения качества образования увеличение числа студентов - большая проблема. Появилось много новых вузов, в том числе и негосударственных. Показательна такая статистика: в семидесяти частных вузах обучается 700 тысяч студентов. В остальных 630 коммерческих вузах, многие из которых даже не аккредитованы, учится всего по 100-300 человек! О каком качестве преподавания там может идти речь? Кстати, и сами руководители Ассоциации негосударственных вузов России признают, что надо закрывать те институты и филиалы, которые дискредитируют частный сектор образования. Если лицензия приостанавливается или вуз ее лишают, то мы обязаны определить всех студентов в другие государственные вузы того же региона. И тоже, разумеется, на бесплатное обучение. Агентство как раз и занимается тем, что пытается найти баланс: спрогнозировать, какие специалисты понадобятся в ближайшие годы. Такой прогноз мы даем с участием субъектов РФ, федеральных министерств и ведомств. Контрольные цифры приема в вузы мы превратили в государственное задание, которое размещаем в вузах на конкурсной основе второй год подряд. Выиграл конкурс - учи студентов за счет бюджета. Проиграл - либо закрывай специальность, либо учи за плату. В конкурсе участвуют и негосударственные вузы. У нас не хватает 25 процентов учителей. В Московской области вакантны места 15 тысяч педагогов, особенно по иностранным языкам, математике и биологии. Я уж не говорю о малокомплектных сельских школах, где положение еще сложнее. Хотя на селе у педагогов есть преимущество: учителя-мужчины имеют освобождение от армии. Финансирование школ сейчас передано с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. Вместе с минфином наше агентство на федеральном уровне разработало "усредненные" нормативы: для сельской школы это 9 тысяч рублей в год на одного ученика, для поселковой - 8 тысяч, и для городской школы - 5,5 тысячи рублей. Это минимум выделяемых средств, ниже которого регионы опускаться не могут. А выше - пожалуйста. В каждом регионе устанавливаются поправочные коэффициенты с учетом местной специфики. В любом случае такая система серьезно повысит конкуренцию среди школ, которым придется бороться за каждого ученика. А ученики, если что не так, "проголосуют ногами", уходя из школы и унося свои деньги с собой. Регионы сами определяют нормативы по зарплате педагогам. Но, безусловно, государство в стороне не останется, предоставляя свои гарантии учителям. Предлагается, что на местах им не смогут платить меньше той суммы, которая сложится на 1 января 2005 года. Причем регион сможет устанавливать и свои надбавки. Реально сегодня один студент обходится госбюджету в 700 долларов в год. ГИФО предусматривает лишь часть расходов на студента: зарплату преподавателей, комплектование библиотечных фондов, учебные и производственные практики. Другие расходы вуз будет получать по смете, как и раньше. В марте будущего года представим доклад в правительство по итогам этого эксперимента, и тогда уже будем определять, насколько мы готовы к переходу к новой системе финансирования вузов. Я убежден: вуза без научных разработок быть не может. Нельзя подготовить квалифицированного специалиста, не опираясь на последние достижения науки. 70 процентов нашего научного потенциала сосредоточено как раз в высших учебных заведениях. В этом году на научные разработки по смете выделено примерно 2,8 миллиарда рублей. Но уже со следующего года всю науку, в том числе и вузовскую, передадут в агентство по науке. И все проекты выставят на конкурс. В нашем ведении останется финансирование лишь фундаментальных вузовских исследований, на эти цели планируется 600 миллионов рублей. Победившие проекты получат финансирование, а слабые окажутся за бортом. Денег на всех все равно не хватит - это же рынок. С другой стороны, уже подготовлен законопроект об интеграции высшей школы, образования с академической наукой. Кафедра вуза сможет стать структурным подразделением какого-то НИИ, с которым у института давние связи. Вообще-то образование зарабатывает очень хорошие деньги. Вузы в прошлом году из казны получили 50 миллиардов рублей, а еще столько же - точнее 51 миллиард рублей - заработали сами. Правда, на некоторые вузы пришлось по 200-300 миллионов, а некоторые не заработали и десяти. Предполагается, что если вуз остается госучреждением, то он будет финансироваться по нормативу, рассчитанному по его потребностям. И у ректора не должна болеть голова, как ему заработать деньги. Если же у вуза будет другая организационно-правовая форма, то собственные средства можно будет тратить по тому же нормативу. А их излишки будут перечисляться в доход бюджета. Но в 2005 году вузы будут финансироваться по-прежнему. В указе, который определил административную реформу, речь шла о том, чтобы передать нам вузы и техникумы только из тех ведомств, при которых не образованы агентства. Но сейчас ситуация изменилась. Буквально на днях принято решение о передаче нашему агентству образовательных учреждений Росгидромета и Госкомстата, а также минэкономразвития. Мы считаем несвоевременным объединение под крышей нашего агентства медицинских вузов: у них солидная клиническая база, которую должны содержать явно не мы. Я уж не говорю, что у нас в агентстве просто не хватит штата, чтобы обслуживать такую разветвленную сеть учебных заведений. Этим занимается одно управление, в котором работают 40 человек. |