30-08-2004 Заседание правительства области, состоявшееся в преддверии Дня знаний, запомнилось представителям педагогического корпуса
Вопрос дня - "Модернизация и развитие образования Белгородской области" - вызвал живой отклик у преподавателей высшей и средней школ. Что, собственно, вполне понятно: жизнь вносит свои коррективы - требуются изменения и в системе образования. Современные выпускники должны обладать конкурентоспособными знаниями, владеть начальными профессиональными навыками, иметь представление об основах малого бизнеса и предпринимательства... Одним словом, должны знать - знать - знать. Но способны ли наши средние школы подготовить таких полифункционеров? Да и готовы ли сами учителя посвятить все свое время работе с ними? Не последний вопрос: а сколько их, суперталантливых, требуется?.. Выступавшие на заседании руководители учебных заведений прямо или косвенно касались этих аспектов. Дискуссия участников порой выходила за рамки предложенной темы - уж очень много социальных пробелов накопилось в жизни преподавателей: неадекватная оплата труда, сокращение льгот и компенсаций, бытовая неустроенность, низкий социальный статус... Не продуман кадровый вопрос и в смысле подготовки учительского корпуса. Молодежь если БелГУ и заканчивает, в школу работать почти не идет. Опять же - материально-техническая база не устраивает. Далеко не везде есть компьютеры. Хотя электронной техникой оборудованы 90 процентов школ области, лишь половина из них имеет доступ в Интернет. Почти везде требуется ремонт зданий, мебели и оборудования. Кроме того, условиям модернизации образования не соответствует кадровое обеспечение. Какой смысл имеют все новинки проекта - информатика и иностранный язык со второго класса, экономика и право, если таких специалистов (тоже полифункционеров) директора даже городских школ заманить к себе не могут. Что уж говорить про неустроенные села... - Система модернизации образования имеет государственное значение, а потому на уровне средней, профильной и высшей школ должна получить конкретное выражение. Основным критерием является преемственность всех ступеней обучения, - отметил губернатор Е.С.Савченко. - Новые подходы должны обеспечить качество (!) образования. Не имеет значения, где обучается студент - в колледже или вузе, он должен стать профессионалом. Сегодняшняя проблема - крен на высшее образование и одновременно дефицит специалистов рабочих профессий. Но среднее техническое учебное заведение - вовсе не учреждение для малообеспеченных, а наоборот - фонд востребованных специалистов. Это пора понять. Что касается высшего образования, то и там грядут изменения. Россия уже вступила в Болонский процесс, а он предусматривает единый стандарт для его участников. Это значит, что российским (вузовским) дипломам в ближайшее время потребуется международное признание. Едва ли все вузы пройдут условия аттестации и сертификации. Неизвестно, как сложится судьба старшекурсников, завершающих учебу в "неаккредитованном" университете... Вопрос актуальный. Потому Е.С.Савченко акцентировал внимание на сокращении филиалов иногородних вузов (прежде всего негосударственных), а от региональных будем ждать повышенных требований к обучению. Как результат этих изменений - возрождение интереса к "забытым" рабочим профессиям. По мнению начальника управления образования и науки области С.П.Тимофеева, для сокращения числа вузов есть и другие объективные причины. Во-первых, в 2010 году исчезнет понятие "конкурсный набор". От абитуриентов в высшие учебные заведения поступит около 10 тысяч заявлений. Но именно такое количество студентов и будут готовы принять университеты и институты. Высшее образование станет доступным, только вот какую квалификацию получат в них вчерашние "троечники"? Вторая проблема - увеличение набора на коммерческие специальности. Юридический и экономический факультеты БелГУ, университета потребительской кооперации по-прежнему остаются высокозатратными и, тем не менее, доступными, но и выпускают они невостребованных на рынке труда специалистов. Беда всех платных учебных заведений состоит в том, что они действительно обещают диплом за деньги, не предъявляя высоких требований при приеме. По большому счету, это либеральная оценка знаний студентов. Парадокс: люди платят деньги за то, что их не очень хорошо учат. Уместно ли в этом случае говорить о конкурентоспособности выпускников? Потому и обсуждается сегодня перспектива сокращения "дублирующих" специальностей в вузах. Рассматривается система преемственности между средними техническими и высшими учебными заведениями для того, чтобы студенты колледжей, получая профессиональную подготовку, обучались в университетах на льготных условиях и в щадящем временном режиме. Подобная практика уже освоена в БелГУ, медицинский колледж вошел в структуру этого университета. - Мне кажется, в нашей системе образования не учитывается один важный фактор - то, что сегодня главным движущим моментом в развитии экономики и культуры является талант, - сказал С.П.Тимофеев. - Эта проблема волнует все страны. К нам приезжают французы, американцы, немцы, все ищут талантливых людей. Да, можно купить компьютер или собрать машину, но свежий интеллект невозможно ни купить, ни клонировать. Поэтому, на мой взгляд, поиск талантливых людей - это главная задача высшей и средней школы. Реорганизация системы образования должна завершиться в 2010 году. Но уже в мае-июне следующего года в области должны быть решены вопросы перехода на профильное обучение и введения ЕГЭ по русскому языку и математике. Запланировано развитие семейных форм устройства детей и размещение детских садов в фонде строящегося жилья. Приоритетной названа задача - интегрировать средние специальные учебные заведения в реальный сектор экономики и поднять престиж рабочих специальностей. |