СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
31-08-2004  Учиться капитализму!

   Перед началом одной масштабной реформы тогдашний советский лидер сказал: «Кадры решают всё». Сегодня этот лозунг особенно часто звучит из уст представителей бизнес-сообщества — новым экономическим структурам России не хватает кадров. При этом вузы страны с каждым годом выпускают всё больше и больше специалистов, но лишь немногие из них могут устроиться по своей специальности.
   Вчера в Москве этот парадокс обсуждали чиновники, бизнесмены и преподаватели: по инициативе Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и при информационной поддержке ИА «Росбалт» прошло заседание августовского бизнес-педсовета «Профессиональное и бизнес-образование: современные задачи, проблемы и тенденции развития».
   Как считает председатель «Деловой России» Борис Титов, российское образование по своему уровню до сих пор остается одним из лучших в мире, если не самым лучшим. Проблему ему создают «пробелы» в подготовке специалистов современных профессий, связанных с бизнесом — менеджеров, бухгалтеров, корпоративных юристов.
   По данным председателя Совета по образованию «Деловой России» Николая Брусникина, современные знания требуются четырем с половиной миллионам управленцев. А тем временем вузы выпускают множество специалистов, чьи дипломы оказались «не созвучны эпохе», в результате чего своим делом занимается лишь каждый второй медик или учитель и каждый пятый агроном.
   Одна из наиболее заметных проблем российской школы, на которую обратил внимание и Президент Путин, — ее статичность. Поскольку полученные в вузе сведения сохраняют актуальность лишь 5-7 лет, специалиста нужно настраивать на переподготовку, повышающую его конкурентоспособность. Но школы и вузы нередко по-прежнему продолжают подавать свой материал как «вечные ценности».
   Зато, как считает глава аналитического центра «Эксперт» Андрей Шмаров, они не дают другого материала — поведенческого, то есть не учат вести себя в новом, изменившемся мире. Как результат — многие молодые специалисты на собеседовании у работодателей не могут себя как следует «подать» и остаются за бортом.
   Присоединив к этому распространенную до сих пор практику предложения вузами и ПТУ набора специальностей без учета рыночной потребности, участники «бизнес-педсовета» пришли к выводу, что российская система образования давно «оторвалась от потребностей общества». Вернуть ее «на землю» мог бы бизнес — главный потребитель продукции этой системы.
   На форуме прозвучало множество предложений о возможном конструктивном участии деловых кругов в подготовке кадров. В частности, Николай Брусникин озвучил предложение «Деловой России»: создать систему эффективного взаимодействия государства, бизнеса и образовательных учреждений, в которой бизнес выступал бы как заказчик кадров. В такой роли он бы смог «предъявлять свои потребности» вузам, а заодно апробировать современные методики образования.
   Как выяснилось, с такой «коммуникативной» системой отношений власти и бизнеса в направлении образовательной реформы согласен и министр образования РФ Андрей Фурсенко.
   Эффективность образовательной системы в условиях рынка, по мнению многих участников дискуссии, можно повысить одним путем — сделав ее участником рыночных отношений. Советник Всемирного банка по России Андрей Марков обозначил три шага по включению вузов в рынок — их автономию, переход на финансирование от госоплаты за каждого взятого «бесплатного» студента и кредитов на образование, предоставленных студентам «платным», а также участие работодателей в подготовке молодых специалистов через присутствие в советах ВУЗов представителей бизнеса.
   Президент Ассоциации негосударственных учебных заведений Владимир Зернов добавил еще один пункт — уравнивание в правах государственных и негосударственных вузов, в частности, в праве последних претендовать на госзаказ специалистов. Кстати, с этими требованиями в Министерстве образования тоже согласны — как отметил замминистра Андрей Свинаренко, в его ведомстве сознают необходимость изменения организационно-правовой формы госвузов.
   Радикальнее всех высказался ректор одного из московских вузов Юрий Рубин. По его мнению, если в стране существует рынок образовательных услуг, то его субъекты должны вести себя так, как положено на рынке. То есть, университет должен быть «предпринимательским», ведущим в своей сфере настоящий бизнес. Такой вуз, считает Рубин, будет ответственным за качество своего «продукта», а также будет уделять повышенное внимание конкурентоспособности выпускников. Самое же главное, что «вуз-бизнесмен» не будет «тянуть» деньги ни с фирмы-попечителя, ни с государства. «Образование должно быть социально ответственно, в том числе перед бизнесом», — подчеркнул Юрий Рубин.
   Министр образования России Андрей Фурсенко со столь категоричными выводами не спешил, хотя, по его словам, и разделял большинство точек зрения собравшихся. Например, он абсолютно согласен, что готовить специалистов к «вчерашней экономике», как военных к «прошлой войне», смысла нет; тем более, что сама себе система образования новых задач не поставит. Однако, по мнению министра, сотрудничество бизнеса и школы вовсе не значит, что последняя должна идти на поводу у бизнеса. Да и переходить на западные методики образования и, тем более, допускать в Россию западные вузы (на форуме звучали и такие предложения) совершенно незачем.
   Образование, отметил министр, это еще и инструмент экономической экспансии, который позволит нашему бизнесу прийти во многие страны «третьего мира». Если, конечно, специалисты этих стран учились у нас. Работа на одних стандартах и при похожем образе мышления, весьма облегчит сотрудничество, что убедительно доказал советский опыт.
   Правда, прежде чем приманивать чужие мозги, надо научиться сохранять свои — каждый второй выступающий жаловался, что выпускники и даже абитуриенты перенацеливаются за границу, где их (со знаниями и деньгами) принимают с распростертыми объятиями. Если глава инвестгруппы «Атон» Евгений Юрьев видит причиной этого потерю народного уважения к дипломам специалиста и даже кандидата наук, то ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау прямо назвал виновницей «утечки мозгов» систему армейского призыва.
   В целом власть, бизнес и наука сошлись на том, что без «бизнес-заказа» системе образования российская экономика не сможет стать конкурентоспособной в мире. Этот заказ должен стать постоянным, участники деловых кругов должны вместе работать над образовательными стандартами и входить в руководство вузов.
   Кроме «боевой» подготовки, молодым людям грозит и «политическая» — ребят со школьного возраста будут приучать к реалиям капиталистического мира (что уже делает Торгово-промышленная палата РФ), а студентам и выпускникам привьют мысль о необходимости постоянной переподготовки.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"