13-09-2004 Кадры для рыночной экономики: опыт, проблемы, пути решения
В конце минувшей недели в Подмосковье прошла международная научно-практическая конференция «Международное и межрегиональное сотрудничество в сфере подготовки кадров для рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы». Организаторами конференции являлись Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы и Московский фонд подготовки кадров. В ее работе приняли участие руководители ведущих российских и зарубежных высших учебных заведений, центров подготовки и переподготовки кадров, частных компаний, занимающихся предоставлением услуг в образовательной сфере. Открывая конференцию, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров отметил, что в целом, к сожалению, пока не наблюдается заметного роста реального сектора экономики России. Свое негативное влияние на это оказывает и такой фактор, как недостаточный уровень подготовки кадров. Руководитель ДПРМП подчеркнул, что оказались несостоятельными царившие некогда взгляды, что рынок все сам отрегулирует, и в этом плане именно образование, рост подготовленности кадров должен «расставить все точки над i». Сегодня надо признать, считает он, что бытующее мнение о том, что российское образование - самое лучшее в мире, неправильно. Вместе в тем, это не означает, что в сфере образования все плохо. Е. Егоров напомнил, что обучение в России фундаментальным наукам признано во всем мире и востребовано представителями многих стран. Он уверен, что сегодня нужно посмотреть на реалии и потребности экономики и в зависимости от них совершенствовать подготовку и переподготовку кадров. «Нам очень интересен опыт тех стран, представители которых сегодня присутствуют на конференции. Например, опыт Франции, где 1% налоговых отчислений направляется на переподготовку кадров, может быть востребован не только в России, но и всеми странами. Хотелось бы, чтобы тот опыт, которым поделятся участники конференции, был востребован и нашел применение», - подчеркнул Е. Егоров в заключение. В выступлении Михаила Ерошина, генерального директора Московского фонда подготовки кадров была охарактеризована работа фонда в 2001-2003гг. По его словам, за это время в Москве была создана и эффективно действует Единая система подготовки кадров для рыночной экономики. Ежегодно выполняется 60 образовательных проектов, в реализации которых участвует на конкурсной основе 58 ведущих московских учебных заведений. В рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве проводилось обучение по целевой Межотраслевой программе подготовки кадров для рыночной экономики. За 2 года работы по программе подготовлено в различных формах свыше 60 тыс человек, в том числе 43 тыс предпринимателей, руководителей и специалистов малых предприятий, а также 2 тыс сотрудников городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Около 15 тыс предпринимателей участвовали в экспресс-семинарах. Наибольшее количество обучаемых прошло подготовку по 9 различным аспектам управления (свыше 20 тыс человек) и по финансовым дисциплинам (около 25 тыс). Свыше 8 тыс специалистов было подготовлено в сфере новых информационных технологий. В реализации Программы приняли участие 14 зарубежных учебных центров. Всего за период с начала деятельности МФПК за рубежом прошли обучение 1208 человек. Наибольшее число – в Германии (366), Великобритании (187), Венгрии (177), Израиле (117), Китае (114). Среди основных проблем, которые отмечали участники конференции, были названы такие, как недостаток учебных курсов по основам рыночной экономики и маркетингу в технических ВУЗах (А.С. Бугаев, академик РАН), что приводит к неправильному выводу на рынок научных разработок и изобретений, недостаточному уровню развития экспортных образовательных услуг (А.С. Сигов, ректор МИРЭА). Объем рынка последних в целом по миру составляет 90 млрд долл. На страны Европы приходится 40 млрд долл., США – 14-15 млрд долл., в то время как на Россию 170-180 тыс долл. Резервы роста этого сегмента рынка в нашей стране есть, поскольку в настоящее время практически все вузы открыты для приема иностранных граждан и они готовы к выходу на международный рынок. Среди проблем, сдерживающих развитие рынка экспортных образовательных услуг в России А.Сигов назвал недостаток кадров(менеджеров, организаторов, специалистов по протоколу), слабость стратегического планирования на уровне низшего звена, слабость организации набора за рубежом, недостатки в формирование брэнда вуза, нехватка и низкий уровень инфраструктурных объектов для приема иностранных студентов. Владимир Зернов, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета (РосНОУ), в своем выступлении остановился на проблемах негосударственных вузов. По его словам, их в России на сегодня 578 (395 из них получили аккредитацию), государственных – 654. Наблюдается тенденция роста доли инвестиций, направляемых в негосударственный сектор в общем объеме инвестиций в образование. На сегодня этот показатель составляет 22%, 78% идет в госсектор. В. Зернов считает, что правительство неоправданно мало уделяет внимание негосударственному образовательному сектору. Тогда как затраты на подготовку в госвузах специалистов, которые затем уехали за рубеж, уже составили 1 трлн рублей. Еще одна проблема – через несколько лет мы окажемся в «демографической яме», когда приток квалифицированных кадров в экономику составит 65% от нынешнего уровня, а вузы смогут принять практически всех желающих без экзаменов. Выход здесь, по мнению В.Зернова, - создание колледжей для русскоязычных граждан из СНГ. На конференции с докладом на тему «Система дистанционного бизнес-образования «НДП» Альянс Медиа»: замысел, реализация, перспективы» выступил генеральный директор Национального делового партнерства "Альянс Медиа" Марк Аранович. Как он сообщил, задача СДБО - обеспечение образовательной поддержки развития предпринимательства в московском регионе, что обусловило форму и содержание проекта, при разработке которого были учтены современные мировые тенденции развития образования. СДБО реализуется в виде размещенных в Интернет открытых к свободному доступу учебных модулей, обеспечивающих возможность предпринимателям повысить квалификацию в актуальных для них областях знаний. Пользователям предоставлена возможность самопроверки и заочной аттестации в удобное время с помощью онлайновых тестов, включенных в модули. Для пользователей, озабоченных не только получением актуальных знаний и навыков, но и наличием документов, подтверждающих квалификационный рост, проводится очная аттестация. Сегодня в системе размещено 28 модулей, к разработке которых были привлечены в основном специалисты Международного института менеджмента ЛИНК, а также Государственной академии инноваций и практикующие специалисты. Опыт работы СДБО подтвердил актуальность и востребованность проекта. В настоящее время в системе зарегистрировано около восьми тысяч пользователей. Проведено 15 очных аттестаций, из них семь - в 2003 году. Около 14% пользователей прошли заочную аттестацию по модулям (заочно сдано более тысячи учебных модулей) и 5% прошли очную аттестацию и получили сертификаты СДБО. Если в 2003 году былдо выдано 144 сертификата, то с начала 2004 г. – уже 269. Предлагаемый способ обучения и содержание привлекательны для представителей всех видов деятельности, среди зарегистрированных пользователей системы 20% - представители сферы торговли, по 11% - сферы образования, электронной промышленности и IT, маркетинга и рекламы, 8% - сферы услуг, 7% - банковской и финансовой сферы. Обучение в СДБО оказалось удобным не только предпринимателям, но и работникам региональных систем поддержки предпринимательства, представителям предприятий всех форм собственности от госслужащих до работников инофирм. Существенная доля пользователей приходится на уже состоявшихся менеджеров, руководителей предприятий, которые используют в своей практической деятельности знания, получаемые в СДБО. Но самая большая часть пользователей - это работники, повышающие свою квалификацию, потенциал развития предпринимательства, те, которые планируют начать свое дело. Ресурс востребован также студентами и преподавателями, что позволяет говорить об интересе к предпринимательским знаниям в сфере образования. Высокое качество учебных модулей, доступность изложения, актуальность содержания, удобный интерфейс, свободный доступ к ресурсу - все это привело к тому, что ресурс оказался востребованным не только в г. Москве, но и в регионах России и странах СНГ. Есть студенты и из дальнего зарубежья. Сейчас в СДБО обучаются русскоязычные пользователи 592 городов, 40 стран. Как отметил в заключение М.Аранович, в целом результаты деятельности проекта позволяют говорить о перспективности развития образовательной поддержки предпринимательства посредством данной технологии Интернет–образования. Планируется, что количество учебных модулей СДБО к 2006 году должно быть доведено до 160. Кроме того, намечено совершенствование структуры учебного модуля, введение предметных форумов-семинаров, онлайновое консультирование, разработка соответствующего программного обеспечения и обеспечение сопровождения. Участники конференции приняли резолюцию, в которой, в частности, отмечается: - считать необходимым активизацию международного и межрегионального сотрудничества одним из приоритетных направлений развития городской системы подготовки кадров для рыночной экономики; - считать необходимым активизацию работы по сертификации учебных заведений, участвующих в реализации целевых программ подготовки кадров для рыночной экономики и внедрению систем управления качеством в соответствии со стандартами серии ISO; - предложить иностранным участникам конференции рассмотреть возможность взаимодействия с Московским фондом подготовки кадров в части определения образовательных программ российских учебных заведений, пользующихся спросом на мировом рынке и др. |