25-10-2004 Москва: В Государственном университете - Высшей школе экономики прошло заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО)
22 октября 2004 г. в Государственном университете - Высшей школе экономики прошло заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) на тему "Перспективы развития интеграции науки и образования на современном этапе". В заседании принимали участие представители Администрации президента РФ, Правительства, Госдумы, Российской академии наук, научно-исследовательских институтов, университетов и вузов страны. Как заявил, открывая заседание, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, сейчас вырабатывается новое понимание проблемы интеграции науки и образования. Во-первых, отметил Я.Кузьминов, интеграция науки и образования не может сводиться лишь к интеграции имущественных комплексов, поскольку "не факт, что при сложении "a" и "b" получится сумма: по дороге что-то потеряется". Начинать реальную интеграцию следует так называемыми "мягкими инструментами", то есть за счет конкурсного финансирования тех узлов, где есть и научные и преподавательские кадры. Во-вторых, государство должно предоставить ученым за счет гарантий последовательного финансирования возможность перспективного планирования своей деятельности. В результате, по словам Я.Кузьминова, молодые ученые смогут получать среднесрочные гранты и проводить исследования в России. Это позволит закрепить отечественные кадры в стране, поскольку в настоящее время имеет место отток уже талантливых студентов и аспирантов. Ректор ГУ-ВШЭ обратил внимание собравшихся на то, что, по оценкам экспертов, около 80% преподавательских кадров высшей школы вообще не ведут никакой исследовательской деятельности, а 40% всех занятых в науке не имеют высшего образования. Вследствие этого, подчеркнул он, через 7-10 качество образования станет совершенно иным. Проректор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг представил на обсуждение собравшимся выработанные ВШЭ предложения по созданию условий для эффективного использования научного и образовательного потенциала страны и его устойчивого воспроизводства. Сопредседатель РОСРО, председатель комитета Госдумы по науке и образованию Николай Булаев со своей стороны указал, что проблем в сфере науки и образования "значительно больше, чем хотелось бы". Он сообщил, что работа в Госдуме над новыми законопроектами в сфере интеграции науки и образования уже началась, во всех фракциях будут созданы рабочие группы по их обсуждению. Он отметил, что, несмотря на то, что бюджет на 2005 г. уже утвержден, тем не менее, в процессе его исполнения отдельные цифры можно было бы изменить. В ходе обсуждения высказывались предложения приступать к реализации небольших проектов в сфере интеграции, там, где это позволяется законодательная база и финансирование и постепенно распространять этот опыт. Прозвучало также предложение не менять существующей системы взаимодействия науки и образования, а лишь наполнить ее финансами. Как подчеркнул, выступая на заседании, профессор Сергей Капица, "враг прогресса - внутренняя закостенелость высшего образования, академических и промышленных институтов". В рамках заседания также выступили заместитель директора ГНЦ "Институт теоретической и экспериментальной физики" Михаил Данилов, директор Центра "Биоинженерия" РАН Константин Скрябин, ректор Московского государственного университета экономики и статистики Владимир Тихомиров, директор-главный конструктор ЦНИИ РТК Виталий Лопота, проректор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Троян. По итогам заседания было принято решение создать рабочую группу по доработке предложенных на рассмотрение участников рекомендаций РОСРО в области интеграции науки и образования для последующей передачи их в правительство. |