13-09-2001 Играть по-деловому
Сегодняшнему бизнесмену приходится постоянно повышать квалификацию. Он должен уметь проявлять инициативу, брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения. Он должен за ограниченное время усвоить огромный объем знаний. Обучение таких специалистов требует принципиально новых подходов. Об этом рассказывает психолог-консультант Высших компьютерных курсов бизнеса Оксана ПОПОВА. При традиционном подходе человек пассивно усваивает готовые знания, упакованные в форму лекций. Новый подход требует от него активного участия, творчества. На обучение при этом тратится меньше усилий, а знания оказываются более прочными – поэтому активные формы обучения сегодня наиболее востребованы. И особое место среди них занимает деловая игра. Если солидные люди, директора и топ-менеджеры специально собираются вместе, чтобы поиграть – может, они впали в детство? Ведь игра – детское занятие. Древние говорили, что человек в своем развитии проходит стадии Верблюда, Льва и Ребенка. На стадии Верблюда он подчиняется правилам, везет груз забот и не сопротивляется обстоятельствам. Как верблюд, пересекающий пустыню, он обладает большим запасом прочности. Но когда его терпение и силы иссякнут, он становится Львом. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, борется за справедливость, достигает определенных высот. А потом вдруг понимает, что все – суета, что то, чему он посвящает жизнь, удаляет его от истины, а жизнь его, несмотря на достижения и видимый смысл, лишена чего-то главного, простого и гармоничного. И тогда Лев становится Ребенком: смотрит на жизнь открытыми глазами, видит прекрасное в мелочах, которых раньше не замечал, заново открывает для себя мир и собственные возможности. Ребенок – это творческое начало в человеке, чистая и открытая новому душа. Он живет в каждом из нас, – надо только уметь до него достучаться. На пробуждение этого творческого начала в человеке и направлены активные методы обучения вообще и деловые игры в частности. В чем причина популярности деловых игр? Во-первых, любая новая деятельность, в том числе и обучение, требует от человека определенного настроя: надо привыкнуть, потратить время и силы на адаптацию. Необходимость перенастройки вызывает внутреннее сопротивление – в результате страдает эффективность. Деловая игра не требует таких энергетических затрат: играть знакомую роль бизнесмена проще, чем привыкать к новой роли учащегося и к другим правилам игры. Процесс обучения здесь максимально приближен к реальной практической деятельности специалиста. Опыт, приобретенный в игре, подчас оказывается даже более продуктивным, чем полученный в реальной практической деятельности. Игра позволяет заглянуть в будущее и посмотреть, к чему приведет избранная стратегия через несколько лет. В игре можно учиться принимать решения на более высоких ступенях карьерной лестницы: где еще можно влезть в шкуру гендиректора? Посмотреть на одну и ту же ситуацию глазами и начальника, и подчиненного? Во-вторых, при использовании активных методов обучения концентрация внимания повышается, мышление и память работают интенсивнее, позволяя усвоить большой объем информации. Исследования показывают, что при лекционной системе обучения усваивается не более 20% информации, а в процессе деловой игры – около 90%. Деловые игры в вузах могут уменьшить количество часов, отводимых на изучение некоторых дисциплин, на 30-50%, а слушатели лучше усвоят материал. И сам процесс станет творческим и попросту интересным. Специалисты говорят даже о «вынужденной активности», порождаемой атмосферой игры, играющий не может не учиться, ход событий в игре не дает выключиться. Третье главное отличие деловой игры от традиционной лекции – ее коллективный характер. В процессе обсуждения проблемы и поиска решения происходит ценный обмен опытом: ведь повседневная работа каждого специалиста или менеджера дает уникальный опыт – а его объединение помогает найти новые, оригинальные пути решения проблем. В деловые игры играют в вузах, в системе повышения квалификации, в бизнес-образовании и даже в средних школах при обучении началам экономических знаний. Но больше всего игры полюбили в корпорациях – они позволяют обучить персонал, не отрывая его от работы. Игры используются в исследовательских целях – для выявления и анализа корпоративных проблем, для оценки знаний и профпригодности сотрудников фирмы, для анализа потребности в обучении персонала. Они помогают организовать мозговой штурм при выборе стратегии развития бизнеса. Они диагностируют индивидуальные особенности каждого участника. Так что если дела у вас не ладятся, сотрудники ссорятся, а конкуренты обгоняют – может быть, пора заняться игрой? |