СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
03-11-2004  В Москве открылась XIV международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании"

   На конференции было зачитано обращение министра образования и науки Андрея Фурсенко к участникам конференции. Современные информационные и коммуникационные технологии являются мощнейшим фактором, обеспечивающим права граждан на получение качественного образования, поэтому Министерство образования и науки РФ уделяет большое внимание этим вопросам, говорится в телеграмме. Министр отметил, что такие мероприятия, как ИТО, обычно собирают истинных энтузиастов образования, науки, разработчиков наиболее перспективных программ. В настоящее время очень важна проблема эффективности использования государственных средств, сказано в обращении.
   С этого вопроса и началось первое пленарное заседание конференции.
   Неэффективность информатизации образования объясняется тем, что педагоги-новаторы и разработчики программного обеспечения до сих пор не считают применение новейших технологий необходимостью, а воспринимают их скорее как дань моде. Такое мнение высказала Ольга Чиханова, консультант отдела педагогического образования и образовательных технологий Минобрнауки РФ.
   К повседневным заботам учителя добавляется обязанность осваивать компьютер, интернет, электронные программы, заметила она. Однако освоение компьютера не означает, что полученные знания будут использованы эффективно – не факт, что уроки учителя станут интереснее и информационно богаче. Тем более, что многие нынешние школьники лучше учителей разбираются в компьютерах. Чтобы технология заработала успешно, нужно встраивать ее в учебный процесс, заполняя существующие пробелы, а не дублируя уже работающие механизмы и программы, сказала Чиханова.
   Алексей Семенов, заместитель председателя Секции электронных изданий ФЭС Министерства образования и науки РФ, провел интересную аналогию: процесс внедрения компьютеров в нынешних школах он сравнил с появлением калькулятора на партах старшеклассников в 80-е годы. Чаще и эффективнее всего это устройство применялось на уроках физики и химии, напомнил Семенов. Калькулятор помогал быстрее производить вспомогательные действия и тем самым освобождал время для изучения предмета. К сожалению, компьютер, Интернет и новые обучающие программы этой функции не выполняют, заметил выступающий. Дело не в том, что учитель профессионально и морально не подготовлен к использованию новых технологий, а в том, что сейчас образовательные продукты выпускаются без всякой системы. "Если Российский энциклопедический словарь, стоящий на полке в классе, не используется на уроках истории, то в цифровой форме он тем более не заинтересует учителя", – заметил Семенов.
   Качество новых образовательных продуктов тоже оставляет желать лучшего, сказал он. В цифровых учебниках чаще, чем в бумажных, встречаются опечатки, гиперссылки иногда не работают или открывают совсем не ту страницу, которая запрашивается. Причем на все замечания ФЭС производители, как правило, отвечают, что разработка экспериментальная и что технология пока не отработана. Однако такие эксперименты обычно ведутся за счет государственных средств, а продукт поставляется в школы, и значит, спрос с разработчиков должен быть строгим, считает Алексей Семенов.
   До сих пор в России не было по-настоящему системной программы информатизации. Все шансы стать таковой имеет проект “Информатизация системы образования”, предложенный Минобрнауки и утвержденный на днях Правительством РФ. Напомним, что проект внедряется за счет займа Международного банка реконструкции и развития. Размер займа - $ 100 млн.
   Светлана Авдеева, представляющая Национальный Фонд подготовки кадров, рассказала, что проект рассчитан на учреждения общего среднего и начального профессионального образования. Программа предполагает создание учебных материалов нового поколения, подготовку кадров, профессиональное развитие педагогов. Кроме того, будет создана сеть межшкольных методических центров в регионах-участниках проекта. Также планируется обязательный мониторинг качества и контроля расхода денег на каждом этапе внедрения проекта, сообщила Авдеева.
   В проекте участвуют семь пилотных регионов, отобранных по конкурсу: Хабаровский, Красноярский, Ставропольский края, Челябинская, Калужская и Пермская области, республика Карелия. "В этих регионах проект охватит каждого учителя", - подчеркнула Светлана Авдеева.
   В проекте задействованы 6000 школ, 150 тысяч учителей пройдут повышение квалификации, 250 тысяч педагогов примут участие в конкурсах и образовательных проектах НФПК. 231 межшкольный методический центр будет объединен в единую информационную сеть.
   Первый этап проекта будет завершен к середине 2008 года. Второй, предполагающий внедрение на территории всей России, – в 2011-м. Межшкольные методические центры начнут работать уже с сентября 2005 года, добавила Авдеева.
   XIV международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" завершится 5 ноября.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"