07-11-2004 Компьютеры в школах есть, но учить некому
В России сложилась тревожная ситуация – школы оснащены компьютерной техникой, подключенной к интернету, но, по словам Леонида Реймана, министра по информационным технологиям и связи России, преподаватели не готовы учить детей компьютерной грамотности и пользованию современными информационными технологиями. Аналогичная ситуация складывается и во многих ВУЗах. Вместе с тем, на днях правительство России одобрило заем в $300 млн., который вскоре получит Минобрнауки у МБРР на информатизацию школ и ПТУ, а часть денег пойдет на обучение учителей. Российская система образования отстает от требований информатизации, считает Хусейн Чеченов, член Совета Федерации. Глава Мининформсвязи России, в свою очередь, полагает, что такое положение дел, прежде всего, обусловлено подготовкой учителей и преподавателей вузов. «За несколько лет мы провели большую работу по обеспечению школ компьютерами, - отметил Леонид Рейман, выступая на круглом столе в Совете Федерации. - Многие школы оснащены компьютерами, и они подключены к сети интернет, но, к сожалению, учителя сегодня не готовы учить детей «компьютерам». В качестве примера министр привел тот факт, что тренерами российской команды победителей мирового студенческого чемпионата по программированию «являются не преподаватели вузов, в которых они учатся, а студенты старших курсов», что наглядно демонстрирует всю «глубину проблемы», отметил он. «Это проблема подготовки специалистов, и мы должны ее решать. Проблема сложная, потому, что затрагивает огромные территории, большое количество школ, большое количество людей», - заключил министр. Вместе с тем, отмеченное положение дел – отнюдь не новость. «Это прямое следствие инфраструктурных проблем, - комментирует ситуацию Сергей Шалманов, аналитик CNews Analytics. - Несколько лет назад, когда государство начало достаточно масштабные закупки компьютеров для школ, в некоторых из них машины подолгу лежали в коробках, некому было их установить. Впоследствии с этим справились, и школы стали подключать к интернету, но зарплаты учителей, как, впрочем, и преподавателей вузов, оставались и остаются по-прежнему низкими по отношению к аналогичным доходам сотрудников коммерческих фирм. Одновременно, возможности школ по осуществлению хозяйственной деятельности, например, организации на своей базе компьютерных курсов, крайне ограничены. Минобрнауки не собирается решать эти вопросы, и в условиях передачи финансового бремени по содержанию государственных образовательных учреждений в регионы ситуация может только усугубиться». Вместе с тем, на днях правительство России одобрило рекордный заем Минобрнауки у МБРР на информатизацию школ и ПТУ. Общая сумма составит $300 млн., что примерно в три раза больше ежегодных госрасходов последних лет на закупки ПК для школ. Часть этих денег также пойдет на закупку ПК, а в основном – на ПО, обучение учителей, создание электронных библиотек. «Но и столь ощутимые вливания не решат проблемы квалифицированных кадров, способных проводить ИТ-подготовку в государственных школах, поскольку сами школы не обладают требуемой хозяйственной самостоятельностью, чтобы обеспечить возможности для дополнительного стимулирования учителей, чьи зарплаты практически не изменяются», - заключает Сергей Шалманов. |