СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
05-11-2004  В Министерстве образования и науки состоялось заседание Коллегии, на котором обсуждались направления развития системы образования России.

   4 ноября 2004 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание Коллегии, на котором обсуждались приоритетные направления развития системы образования России.
   Как сообщает пресс-служба Минобрнауки РФ, предваряя обсуждение, Министр образования и науки Андрей Фурсенко отметил, что данная Коллегия является этапной, разговор о стратегических приоритетах образования переходит на новый уровень. На этом уровне происходит обобщение и систематизация всех ранее обозначенных подходов и наработок.
   Основной доклад представил директор Департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина. Докладчик констатировал, что государственная система образования испытывает двустороннее давление. С одной стороны, средства массовой информации и реклама производят модели поведения, которые в массовом порядке усваиваются молодежью. В силу инерционности, снижения квалификации учителей и неготовности к использованию современных технологий, общеобразовательная школа не может оказать воспитательное воздействие, корректирующее социальные издержки.
   С другой стороны, рынок труда требует от выпускников средней, профессиональной и высшей школы не только знаний, но и ответственности, инициативности, коммуникабельности. Не находя в выпускниках достаточного развития этих качеств, работодатели инвестируют средства в альтернативные образовательные структуры. Для обслуживания своих корпоративных интересов бизнес предлагает преподавателям более высокий уровень ресурсообеспеченности, и это приводит к дальнейшему снижению кадрового потенциала государственной образовательной системы.
   И. Калина очертил контуры многоступенчатого образовательного процесса. Для сглаживания социальных различий детей и их функциональной адаптации к школьным нагрузкам предлагается ввести предшкольный уровень образовательной системы. «Нулевой класс» может быть сформирован на базе дошкольного учреждения или общеобразовательной школы /демографический спад высвобождает необходимые для этого площади/. Исследования уровня жизни российских семей показали, что предшкольным образованием целесообразно охватить около 45 проц детей.
   Обучение в начальной школе предлагается продлить на год. Оптимизация базового учебного плана позволит не только снять с младших школьников избыточную нагрузку, но и освободить время для дополнительного образования. Средняя школа предусматривает обучение на общих основаниях с 5 по 9 классы и переход к профильному обучению, начиная с 10 класса. Профильное образование не должно сводиться к шаблонным программам – задача состоит в их индивидуализации и адаптации к личности каждого ученика. Это потребует пополнения педагогических кадров представителями новых специальностей.
   Система начального и среднего профессионального образования также недостаточно эффективна: 15-20 проц выпускников не могут трудоустроиться по специальности. Помимо переподчинения ПТУ и ССУЗов субъектам федерации и муниципалитетам, способствовать приближению к потребностям экономики будут тесные связи с предприятиями-заказчиками квалифицированных кадров, обновление парка оборудования, заполнение вакансий мастеров производственного обучения. По словам И. Калины, предлагаемые в докладе решения, в том числе по профессиональному образованию, уже имеют примеры успешной апробации.
   Высшее образование может быть двухуровневым. Между четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой возможен перерыв, который поможет студенту сознательно выбрать траекторию дальнейшего образования. Отвечая на предложение ректора МГУ Виктора Садовничего не предписывать высшему образованию чрезмерно жесткие рамки, Андрей Фурсенко пояснил, что система образования должна быть вариативной, чтобы отвечать главному требованию – повышению качество образования.
   В течение своей профессиональной карьеры каждый гражданин сохраняет возможность повысить квалификацию и образовательный уровень в системе послевузовского образования. По мнению докладчика, было бы целесообразно расширить перечень ее учреждений и набор организационно-правовых форм, чтобы полнее использовать потенциал государства и бизнеса. Предлагается перейти от управления учреждениями к управлению образовательными программами. «Все эти меры, - заключил И. Калина, - должны быть дополнены системой контроля качества образования».
   Руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин напомнил, что в ближайшем будущем бюджет образовательной системы не вырастет в 3-5 раз. Бюджетные средства должны расходоваться более эффективно. Надежным инструментом финансирования образования глава ФАО назвал Федеральные целевые программы /так, объем средств по линии Федеральной программы развития образования с 1999 по 2005 год возрос в 30 раз/. В числе приоритетов – повышение минимальной ставки работника образования до уровня прожиточного минимума, введение отраслевой пенсионной системы. «Постановка стратегических задач, - заметил Г. Балыхин, - переходит в реальные проекты с конкретными источниками финансирования».
   Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Елена Геворкян внесла предложения по выстраиванию более стройной системы контроля качества образования. По ее мнению, она должна включать только лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений. Таким образом, в соответствии с принципами Болонского процесса, государство сохранило бы за собой разрешительные и контрольные полномочия, а от процедуры аттестации предлагается отказаться. Среди других предложений – выдача единой лицензии вузу и его филиалу /вместо раздельного лицензирования, снижающего ответственность вуза за качество преподавания в филиале/, лицензирование вузов при условии полностью сформированной материальной базы обучения /а не только учебной литературы и оборудования для начальных курсов/.
   Выступившие представители академической науки, ректорского сообщества, профсоюзов работников народного образования и науки, предпринимательских объединений внесли свои замечания и уточнения. «Все предложения будут обязательно рассмотрены», - заверил А.Фурсенко. Он подчеркнул свое согласие с принципами вариативности образования, приспособленного к российским условиям. Однако Министр считает принципиально важным установить единые требования к качеству знаний и держаться единых подходов к оценке образовательного процесса.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"