22-11-2004 Россия: кто заказывает экономистов
Грядущее вступление России в ВТО повышает спрос на студентов новых специальностей. По статистике, спрос на экономические специальности у абитуриентов по-прежнему велик. Стать экономистом мечтает чуть ли каждый третий юный житель мегаполиса. И фактически каждый второй выпускник получает не то образование, которое бы хотел. Каково состояние этого блока дисциплин? Какие специалисты нужны? На вопросы отвечает ректор Государственного университета управления Анатолий Поршнев. - Анатолий Георгиевич, сегодня много говорят и спорят о концепции развития высшего образования России. И у многих, в том числе и у руководства Минобразнауки РФ, вызывает некоторую озабоченность состояние наших социально-экономических наук. Но вот передо мной крупнейший российский вуз, которому в этом году исполняется 85 лет. И просматривая его историю, я убеждаюсь, что экономическая наука в России отнюдь не стояла на месте. - Конечно, сейчас принято не замечать наших прежних достижений, но они у нашей экономической науки есть. Как есть свои истоки и корни, есть свои традиции, свой путь развития. Вся история становления и развития экономической науки, и в частности науки управления в России, -процесс, безусловно, сложный и противоречивый, но достижения его очевидны. И утверждать, что все это время экономическая наука жила в изоляции и развивалась сама по себе, я бы не рискнул. Взгляните хотя бы на историю вуза. Основан он был в 1919 году не на пустом месте, а на базе Александровского коммерческого училища Московского биржевого общества, Николаевского коммерческого училища и Женской торговой школы императора Николая II. Тогда вуз был призван обеспечивать подготовку экономистов для промышленности и потребительской кооперации. Объективная потребность в подготовке специалистов в области управления возникла в 60-е годы, в период первых экономических реформ. У нас тогда открылась кафедра теории управления и факультет переподготовки и повышения квалификации организаторов промышленного производства и строительства. В те времена трудно было доказывать необходимость таких шагов в системе высшего образования. Новым специалистам приходилось присваивать специальности с замысловатыми названиями, например, "инженер-экономист по организации управления". В соответствии с требованиями экономики в 1974 году мы начали подготовку специалистов по организации управления производством. Этот исторический факт имел принципиальное значение для развития отечественной высшей школы. Была открыта новая страница подготовки высококвалифицированных специалистов. К началу восьмидесятых годов уже накопился большой и богатый опыт подготовки специалистов в области управления. Этот опыт появлялся не только в процессе практической деятельности преподавателей, но и в ходе изучения зарубежного опыта управления. Это было не только знакомство по книгам и специализированным журналам, но и практическая реализация большой программы зарубежных стажировок. Начиная с 1975 года преподаватели нашего вуза ежегодно проходили стажировки в ведущих западных университетах таких стран, как США, Англия, Германия, Франция. И это тоже факт. Так что в изоляции от мировой науки мы никогда не были. Девяностые годы ознаменованы появлением в системе высшего образования страны новых специальностей в области управления вообще и менеджмента в частности: экономика и управление, менеджмент, маркетинг, государственное и муниципальное управление. Это было нелегким делом. Многие тогда считали, что у таких специальностей нет права на существование. Противодействие, например, нашему вузу оказывали не только отдельные работники Госкомвуза, но и управленцы-практики, утверждавшие, что в лучшем случае речь должна идти о краткосрочных программах переподготовки и повышения квалификации, а не о полноценной подготовке специалистов по базовым специальностям. Кстати, многие из тех оппонентов сегодня открыли в своих вузах подготовку по специальности "Менеджмент организации" и готовят специалистов, реальную потребность в которых они отрицали. - Сегодня в дискуссиях звучат порой прямо противоположные вещи: кто-то говорит, что экономистов в стране много, а кто-то убеждает, что потребность в них велика и растет с каждым годом. Так как же на самом деле? - Потребность в квалифицированных экономистах растет с каждым годом по мере роста национальной экономики: каждое малое и среднее предприятие, не говоря уж о крупных компаниях, нуждается в своем экономисте. Но это не означает, что проблемы переизбытка экономистов не существует. К сожалению, в годы реформ возникло слишком много высших учебных заведений, где специалистов готовили чуть ли не подпольно. Понятно, что качество подобной подготовки вызывает много вопросов, а в результате на рынок хлынули неквалифицированные кадры. Это не просто временный сбой - это серьезная проблема, которую сейчас пытается решить и Министерство образования и науки, и сами высшие учебные заведения. Задача сейчас - подготовить на смену этим недоучкам грамотных специалистов. - Раньше прерогатива подготовки кадров для внешне-экономической деятельности принадлежала фактически только МГИМО, сегодня такой подготовкой заняты многие вузы. Не утеряла ли специальность в связи с этим свою эксклюзивность? - И да, и нет. Раньше действительно диплом, полученный после окончания факультетов мировой экономики, рассматривался как своего рода "путевка в жизнь". Выпускники в совершенстве владели иностранными языками, они получали определенные знания по теории мировой экономики и могли рассчитывать на работу за границей. Сейчас мы стараемся, чтобы такими знаниями владели все наши студенты, независимо от выбранной специальности. И чтобы у всех была достаточно высокая квалификация для успешной работы в иностранных компаниях или на отечественных предприятиях, регулярно контактирующих с западными бизнес-структурами. Утратив в чем-то свою эксклюзивность, эта специальность тем не менее не перестала быть востребованной. Напротив, вступление нашей страны в ВТО, активно идущий процесс глобализации - все это повышает спрос на экономистов, знакомых с западными моделями ведения бизнеса, с действующим законодательством экономически развитых стран. - Есть мнение, что в экономических вузах практически не ведется научных исследований. Предлагаются в связи с этим какие-то радикальные меры, вплоть до кураторства над нашими исследованиями иностранных экономистов. - Опять же вряд ли это утверждение справедливо в отношении престижных вузов. Например, важным фактором дальнейшего развития потенциала университета является его интеграция с академическими институтами отделения экономики Российской академии наук: у нас уже созданы шесть академических кафедр, возглавляемых академиками. В 2002 года профессорами и преподавателями ГУУ и Университета ST. John"s (США) с участием других ученых обеих стран издан учебник "Управление современной компанией". Это тоже чуть ли не первый случай в практике такого рода. Сегодня преподавание экономических, управленческих дисциплин должно быть приближено к принципам, соответствующим общемировым стандартам высшего образования, но с учетом достижений российской высшей школы. |