23-11-2004 Минобразования и науки РК оптимистично оценивает ход реформ в системе образования
Реформы в системе высшего образования в Казахстане направлены на создание качественных условий для получения образования в вузах. Определенные результаты в этом направлении достигнуты благодаря программе Темпус. Об этом заявил в интервью корреспонденту Казинформа первый вице-министр образования и науки РК Геннадий Гамарник. Как ранее сообщал Казинформ, казахстанские чиновники и представители ряда вузов принимают участие в региональной конференции «Высшее образование в Центральной Азии: текущие реформы и перспективы развития», которая проходит в Ташкенте. Программа Темпус направлена на поддержку процесса совершенствования систем и улучшения качества высшего образования стран Центральной Азии. В Казахстане данная программа начала работу десять лет назад. «В республике указом Президента недавно утверждена новая государственная программа развития на 2005-2010 годы. В ней находят отражение применяемые в Западной Европе принципы Болонского процесса. То есть казахстанские реформы в системе образования сориентированы на вводимые в Западной Европе изменения. У нас система среднего образования переходит на 12-летний этап. Получение последующего образования разделено на три ступени: бакалавр – магистр – доктор философии», - заявил Г.Гамарник. Также поставлена задача изменения менталитета профессорско-преподавательского состава и создания условий, чтобы студенты были более мобильными. Это даст возможность выпускникам казахстанских вузов на основе приложений к дипломам быть востребованными не только в России и Восточной Европе, но и в странах дальнего зарубежья. Как заявил чиновник Министерства образования и науки, у Казахстана имеется финансовая база для проведения реформ, в том числе – направления студентов на учебу за рубеж. Например, предполагается более 3 тыс. юношей и девушек направить в учебные заведения стран Восточной Европы. Впервые в практике казахстанской системы образования, в стране начнется подготовка собственных докторов философии. Эту работу планируется провести в Евразийском национальном университете и КазНУ имени Аль-Фараби. Кроме того, в 2004 году 20 казахстанцев направлены в страны дальнего зарубежья для обучения на степень доктора философии. Наряду с успехами имеются и проблемы, схожие с другими странами Центральной Азии. В частности, Г.Гамарник отметил перенасыщенность учебными заведениями, отсутствие тесных связей с рынком труда, снижение качества преподавания и др. «Принятый в июле текущего года Закон «Об образовании в Республике Казахстан» в новой его редакции направлен на унификацию существующих программ и на централизацию подготовки в учебных заведениях, располагающих соответствующей материально-технической базой и кадровыми возможностями профессорско-преподавательского состава. Это, прежде всего, касается ввода понятия штатного преподавателя. Оно создает возможность преподавателю определять статус того или иного учебного заведения. Во-вторых, мы определили, что цикл обучения в многочисленных филиалах как отечественных, так и зарубежных вузов по новому закону должен ограничиться только двумя годами. То есть, студент изучит за два года цикл социально-гуманитарных наук, а профессиональные знания он будет получать в обязательном порядке в головном вузе. Все это в определенной степени позволит нам воссоздать в республике перечень больших и мощных вузов для качественной подготовки специалистов», - отметил Г.Гамарник. |