12-12-2004 Интегрировать в образовательное пространство Европы русские МВА-школы нам придется
Примерно через неделю в Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) пройдет расширенное заседание Совета ассоциации, где будут подводить итоги уходящего года и рассматривать план развития бизнес-образования на следующий год. В будущем РАБО планирует наряду с уже ставшими традиционными международными конференциями провести конкурс на лучшие программы по развитию профессиональных навыков менеджеров. Что было заметного в деятельности бизнес-школ в этом году? Крупным событием осени можно назвать подписание министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко 19 ноября приказа о переименовании экспертного совета по программе МВА в Совет по программам МВА. Отныне функции этого органа будут расширены, и влиять на политику в бизнес-образовании он станет больше. Отвергая критику некоторых западных экспертов, что российское бизнес-образование – "это всего лишь суррогат того, что есть на Западе", РАБО в лице своего вице-президента Леонида Евенко отмечает, что "ведущие бизнес-школы России по качеству образования сегодня соответствуют средней хорошей школе Западной Европы". Это факт и это доказано проверками западных же экспертов. "Но мы очень динамично развиваемся, – оптимистично добавляет вице-президент РАБО, – и в своем развитии наши бизнес-школы хотят больше опираться на опыт Америки, потому что западные школы – это хорошо, но по сравнению со школами США они все-таки в чем-то проигрывают. Это очевидно..." По поводу заявлений некоторых отечественных экспертов о возможной "экспансии западными школами нашего образовательного бизнес-пространства" собеседник "НГ" заметил, что эти опасения напрасны. Хоть западные бизнес-школы и не хотят открывать у нас филиалы, а намерены искать себе слушателей в России, составить серьезную конкуренцию отечественным школам по "уводу клиентов" они не смогут. Во-первых, в силу языкового барьера. У нас в стране, увы, нет традиции "хорошего английского". Во-вторых, вряд ли потенциальных российских слушателей устроят высокие евроцены западных школ. И третья причина кроется в глобализации. Сегодня экспансия западных школ прежде всего распространена на Китай и Юго-Восточную Азию, где идет бурный рост экономики. Так что пока западные школы проявляют к нам умеренный интерес, но если их будет больше на нашем рынке – это скорее положительный момент, нежели отрицательный. Ведь тогда станет возможной более быстрая интеграция нашего бизнес-образования в международное образовательное пространство. |