20-12-2004 Коллегия Минобрнауки РФ рассмотрела вопрос о ходе реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования
Коллегия Министерства образования и науки РФ на заседании 16 декабря рассмотрела ход реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования. Основным докладчиком по этому вопросу выступил заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Игорь Реморенко, сообщает пресс-служба Минобрнауки РФ. Болонский процесс предусматривает комплекс взаимосвязанных мер, направленных на сближение образовательных систем и способов оценки качества знаний в странах Европы. Цель Болонского процесса - предоставление студентам большей свободы в выборе места и программы обучения, облегчение их трудоустройства на европейском рынке труда. С подписанием Россией Болонской декларации началась интеграция российской и европейской систем образования. В этой связи России предстоит выработать разумные подходы к реализации таких мер как введение двухуровневой системы высшего профессионального образования, принятие системы зачетных единиц для признания результатов обучения, организация сопоставимой с европейской системы обеспечения качества образовательных учреждений и вузовских программ, а также внутривузовских систем контроля качества образования. И.Реморенко рассказал о том, как продвигается работа министерства в названных направлениях. Об отдельных аспектах этой деятельности сообщили в своих выступлениях замрукодителя Рособрнадзора Елена Геворкян и глава Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин. Затем состоялась многосторонняя дискуссия по поднятым вопросам. Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий предложил считать критерием целесообразности принятия тех или иных мер в ходе Болонского процесса – сохранение уровня компетентности специалистов, выпускаемых российской образовательной системой. Кроме того, по его мнению, важно учесть опыт не только европейских, но и азиатских соседей России, таких как Китайская народная республика или Япония. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая напомнила, что во многих российских вузах, которые не относятся к признанным лидерам, уровень подготовки специалистов нужно повышать. А европейская система контроля качества могла бы в этом помочь. По словам Л.Вербицкой, организация работы в рамках Болонского процесса отличается гибкостью, оставляя России возможность внести свои предложения и отстоять свои преимущества. Ректор Новосибирского государственного университета Николай Диканский выразил сомнение в том, что повышение мобильности студентов пойдет на пользу российской образовательной системе. Н. Диканский полагает, что качественно подготовленные российские студенты легко адаптируются в европейских вузах, тогда как студенты высших учебных заведений Европы по ряду предметов не смогут освоить программы лучших университетов России. Ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" Дмитрий Пузанков сообщил о результатах специальных исследований, в которых приняли участие десятки российских вузов. Исследования показали возможность по всем 80 направлениям техники и технологий подготовить за 4 года специалиста с востребованным на рынке уровнем компетенции, а за 6 лет – "элитного" специалиста. По его мнению, пора переходить к экспериментальной проверке соответствующих образовательных программ при жестком контроле результатов эксперимента. Другие члены и участники коллегии, выступившие с изложением своих взглядов, также приводили весомые доводы в пользу активного участия России в Болонском процессе или выражали опасения по поводу возможных издержек. Подводя итог, министр образования и науки Андрей Фурсенко еще раз подчеркнул основные положения, из которых исходит министерство. По его мнению, сотрудничество в рамках Болонского процесса поможет поднять средний уровень компетентности выпускников "рядовых" российских вузов и внести системность в процедуры контроля качества образования. |