СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
29-12-2004  28 декабря в Президиуме РАН состоялась пресс-конференция на тему "О роли науки и образования в современном мире"

   Поводом для встречи с журналистами стала недавно прошедшая совместная научная сессии Общего собрания Российской академии наук и МГУ им. Ломоносова. Как сообщил ректор МГУ Виктор Садовничий, сессия показала, что "ученые и профессора университетов занимают единую позицию по отношению к модернизации образования". "Мы должны сохранить фундаментальность российского образования, чрезмерный рыночный подход может привести к необратимым последствиям", - сказал он.
   Виктор Садовничий рассказал журналистам, что правил приема в вузы на будущий год еще нет, они пока только обсуждаются. "Наша позиция состоит в том, чтобы правила как можно скорее были написаны и зарегистрированы в Минюсте, чтобы они стали обязательными для всех, и в них было бы отражено все многообразие возможностей молодых людей", - сообщил ректор МГУ. Одинаковым с ЕГЭ по значимости должны стать олимпиады и творческие конкурсы. Вуз должен сам решать, на каких условиях принимать олимпиадников (например, нужно ли им досдавать непрофильные предметы), считает Садовничий.
   В основном же на пресс-конференции речь шла об итогах и перспективах интеграции науки и образования. Вице-президент РАН академик Валерий Козлов выразил убеждение, что эта идея не является новой для России. Наша страна в этом направлении добилась значительных успехов, сказал он. Так, только в РАН действует 360 базовых кафедр, на оборудовании которых обучается и работает порядка 15 тысяч студентов ведущих российских университетов. Кроме того, действует более 40 крупных научных центров, которые имеют масштаб факультетов. В рамках федеральной целевой программы интеграции создано 150 научно-образовательных центров, сосредоточенных в основном в НИИ. В свою очередь, многие научные структуры работают при участии крупных вузов.
   По мнению Валерия Козлова, это наилучший способ интеграции. Случаи, когда научные институты передаются университетам или наоборот, являются исключениями, хотя среди них есть и удачные примеры, заметил он. "Мы за то, чтобы развивать отработанные механизмы интеграции университетов и научных институтов", - сказал академик.
   Вице-президент РАН Николай Платэ считает, что главная задача сегодня – внедрение научных открытий. "Мы должны ускорить реализацию того, что достигнуто на уровне фундаментальных открытий и лабораторных разработок. Нужно превратить их из "вещи в себе" в "вещь для всех", то есть коммерциализировать и «запустить на рынок удовлетворения потребностей". С другой стороны, заметил академик, "мы не должны быть людьми, не помнящими родства и не заботящимися о будущем поколений. Если мы низведем всю науку до удовлетворения сиюминутных рыночных потребностей, то мы превратимся в такой же сырьевой придаток Запада в области науки и высоких технологий, каким мы являемся сегодня, торгуя сырой нефтью и природным газом".
   При этом, подчеркнул Платэ, роль государственных институтов принижать нельзя, так как тем самым с государства будет снята ответственность за происходящее. Фундаментальная наука есть одна из основных забот государства и один из шести приоритетов", - сказал он. Поиском баланса между укреплением фундаментальной науки и коммерциализацией инновационных разработок, по мнению Платэ, должны заняться не только чиновники и ученые, а все общество. Первым шагом со стороны государства, считает ученый, должно стать принятие законов по уменьшению налогов с предприятий, взявшихся за внедрение новых технологий.
   На вопрос о профессиональной подготовке менеджеров для науки Валерий Козлов заявил, что делать это нужно не в экономических вузах, а на профильных кафедрах университетов. В качестве удачного примера академик привел филиал МГУ в Черноголовке, являющийся одновременно университетом и научным центром, где студенты (химики и физики) могут пройти курсы менеджмента. В скором времени, возможно, этот опыт будет повторен на биофаке МГУ и в Пущино.
   Ректор МГУ Виктор Садовничий добавил, что готовить управленцев для науки нужно примерно с третьего курса: сначала студенты должны получить базовые знания по специальности. Человек, только что поступивший в вуз, вряд ли может сразу сказать, что он будет управленцем, пояснил Садовничий. В то же время многие состоявшиеся молодые ученые хотели бы заняться продвижением своих разработок, но не имеют специальной подготовки и финансовых возможностей.
   Одним из решений этой проблемы могут стать научные парки и центры трансфера технологий. По словам ректора МГУ, один из крупнейших в стране парков создан при Московском университете. В настоящее время в парке работают около 400 студентов, аспирантов, преподавателей университета и порядка 50 фирм. К сожалению, заметил Садовничий, идея пока практически не поддерживается городом.
   Николай Платэ тоже считает подготовку управленцев для науки "извне" опасной. "Система подготовки голых макроэкономистов, которые считают, что знают все, напоминает мне старый партийный опыт, когда вчерашний секретарь обкома сегодня становился министром угольной промышленности, а завтра – чрезвычайным послом, - сказал он. - С другой стороны, заметьте, самые успешные российские бизнесмены заканчивали не экономические вузы, а физфак, химфак, образовательные центры по точным специальностям. Такое образование дает прекрасный тренинг умению логически мыслить, анализировать, сопоставлять, детализировать, дедуцировать, индуцировать и прочее". Платэ подчеркнул, что и западные бизнес-школы не берут учеников с нуля. Увеличивающийся в вузах конкурс на физические и химические факультеты показывает, что нынешняя молодежь понимает ценность фундаментального образования, сказал вице-президент РАН. "Пусть не все поступившие на химфак и физфак пойдут в науку, но они принесут стране пользу в каких-то других областях", - заметил он.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"