13-01-2005 Республика Казахстан: В Парламенте РК будет обсужден отчет ПРООН «Образование для всех: основная цель нового тысячелетия»
14 декабря в Астане, в зале Сената Парламента РК, состоятся презентация и обсуждение национального отчета о человеческом развитии за 2004 год «Образование для всех: основная цель нового тысячелетия». Отчет был подготовлен группой казахстанских авторов по заказу Программы развития ООН (ПРООН), он посвящен проблемам и перспективам системы образования в Казахстане. Об этом сообщили в представительстве ПРООН в Алматы. В ходе презентации министр образования и науки РК Бырганым Айтимова представит основные направления реформирования системы образования в Казахстане, а выступление министра труда и социальной защиты Гульжаны Карагусовой будет посвящено проблемам образования и занятости в условиях транзитного общества. Также выступят постоянный представитель ПРООН в Казахстане Юрико Шоджи, руководитель группы авторов отчета Азамат Абдымомунов, директор Карагандинского областного департамента образования Есенгазы Имангалиев и президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов. Отчет рассматривает образование как процесс получения и обновления знаний и навыков для достижения качественного уровня жизни. По мнению авторов, в современной казахстанской школе содержание обучения остается фактологическим, направленным только на усвоение информации по предметам. По мнению авторов отчета, государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели, и существующая система не дает ученику четко выраженной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одна из проблем существующей системы образования, которая требует скорейшего решения, – обеспечение равенства доступа к образованию. Всеобщий охват детей качественным средним образованием становится ключевым инструментом в обеспечении государством равных стартовых возможностей для получения высшего образования. Согласно зарубежным исследованиям, для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. Существующая в Казахстане система пока не способна удовлетворить образовательные потребности в таких объемах. Одна из причин – неравномерность концентрации учебных заведений по регионам республики. Из 180 вузов 69 расположено в Алматы, 19 – в Южно-Казахстанской области, 15 – в Карагандинской. Государственная политика в области образования в Казахстане разрабатывается без должного учета интересов и мнения студентов, родителей, работодателей. Гражданское общество практически не вовлечено в процесс управления и контроля качества образования. Тем временем, по мнению авторов отчета, создание эффективной системы образования возможно при условии координации и разделения ответственности между государственным сектором, бизнесом и гражданским обществом. Подобное взаимодействие должно обеспечить прозрачность и подотчетность системы, снизить коррупцию и повысить эффективность использования средств. |