05-10-2001 Бизнес-школы работают над совершенствованием учебной программы
Интернет меняет правила игры, а учебный план бизнес-школ должен поспевать за изменениями. Лучшие бизнес-школы сажали поколение будущих лидеров на строгую диету, состоящую из проверенных стратегий и испытанных бизнес-моделей, затем освобождали выпускникам руководящие роли в американских корпорациях. С появлением Интернета все правила изменились, учеба на степень МВА казалась ненужной потерей времени. Молодые предприниматели подсчитывали скрытые издержки (потеря зарплаты за 2 года учебы), количество абитуриентов в школах резко снизилось, так как многие подались в сферу электронного бизнеса. Из-за неудачного опыта dot-com компаний, вновь вошли в моду идеи о надежных бизнес-моделях, эффективных маркетинговых стратегиях, разумном планировании прибыли. Бизнес-школы рады видеть у себя бывших сотрудников dot-com компаний, которые теперь понимают ценность таких курсов, как accounting. Большие изменения, произошедшие в новой экономике, заставили школы пересмотреть набор предлагаемых курсов и требовать от преподавателей совершенствования учебного материала. Чего ожидать студентам от нынешних программ МВА? Многие профессора высказываются за то, чтобы найти верный баланс между основными традиционными дисциплинами (core) и курсами по выбору (electives), посвященными особенностям новой экономики. Гарвардская бизнес-школа изменила учебный план под руководством декана Кима Кларка, который приехал в школу в 1995 году. В калифорнийском Menlo Park был построен исследовательский центр California Research Center (CRC). В прошлом году курс “General Management” заменили на “The Entrepreneurial Manager”. За последние 10 лет количество курсов для предпринимателей возросло: раньше было всего 2 курса, теперь их более 18. Гарвардская школа знаменита своей методикой обучения «case-studies». Профессоров заставляют обновлять данный учебный курс с тем, чтобы он соответствовал сегодняшнему дню. Обычно студенты Гарварда изучают на каждом курсе 20-30 кейсов. Одна треть этих кейсов ежегодно обновляется. Стив Нельсон, исполнительный директор программы МВА говорит, что кейсы должны быть «интерактивными, глобальными и уместными в современной обстановке». Чтобы не терять доминирующую роль на рынке, который требует от школ изменений, Гарвард, подобно другим лучшим университетам, вкладывает миллионы долларов в создание исследовательских центров, которые трансформируют сегодняшние проблемы бизнеса в удобную для изучения форму. Школы Harvard и Wharton открыли свои исследовательские центры прямо в сердце Silicon Valley, совсем недалеко от принадлежащего школе Stanford центра Center for Electronic Business and Commerce (CEBC). Здесь студенты и профессора могут «держать руку на пульсе» новых экономических веяний и расширять свои связи, общаясь с другими людьми из Silicon Valley. В сложной ситуации оказались профессора. Им приходится ездить в гарвардский центр CRC для проведения исследований и написания кейсов, которые должны обновляться, поспевая за переменами, происходящими в различных отраслях и компаниях. Профессора отслеживают появление новых компаний и сообщают об этом во внутрисетевых гарвардских новостях. Кейсы этого года были посвящены таким компаниям, как drugstore.com, priceline.com, Boston.com. Один профессор отозвался о гарвардской программе МВА как о «школе времен Интернета». Другие школы, например, Darden (University of Virginia) сомневаются в необходимости значительного изменения учебного плана. Декан школы Тэд Снайдер называет электронную коммерцию и курсы для предпринимателей не иначе как «кратковременным увлечением». Учебный план школы остается более традиционным. Поразительное увеличение числа заявлений от абитуриентов Снайдер связывает с тем, что школа не торопится менять программу МВА, однако положительную роль также играет деятельность исследовательского центра университета Virginia. Центр называется Batten Institute и занимается написанием кейсов, исследованиями, проектами и т. д. «Лидеры должны изучать основы финансовых дисциплин, маркетинга, operations. Посредством своих передовых инициатив мы можем внести в этику, электронную коммерцию и предпринимательство современную тематику» - утверждает Снайдер. Дэвид Шмитлейн, заместитель декана школы Wharton, говорит, что поощряет отдельных преподавателей создавать баланс нового и традиционного. «Преподаватели в Wharton имеют солидную исследовательскую базу и глубокое понимание основных дисциплин. Консультационная работа, проекты, экспериментальное обучение способствуют тому, чтобы профессора решали злободневные проблемы» - считает Шмитлейн. Программа МВА школы Wharton включает в себя более 17 факультативных курсов электронной коммерции. Шмитлейн против того, чтобы кейсы базировались на новых, не достигших стабильности компаниях. «Знания, полученные при анализе кейсов, созданных в прошлом году, могут устареть, а то и стать ненужными буквально через несколько лет. Более эффективным является обучение серьезным основным дисциплинам». Одна треть курсов по выбору, предлагаемых в Стэнфорде, появилась лишь в последние 5 лет. Декан школы Роберт Джос обещает, что эти курсы электронной коммерции так и останутся факультативными. «Мы предлагаем студентам значительное количество базовых дисциплин, а также интересные курсы по выбору. У нас нет программы Master in e-commerce, так как нельзя присуждать лишь одну такую научную степень». В то время, когда слово «dot-com» используют как эпитет, бизнес-школы должны оценивать новые курсы с точки зрения студента, особенно такого, который ранее работал в компании dot-com и имеет отрицательное мнение обо всем, что касается выражений с приставкой “e-“ (e-business, e-commerce). У этих студентов остался неприятный осадок от результатов деятельности dot-com фирм. «В прошлом году мы наблюдали, как студенты спешат выбрать новые курсы с тем, чтобы впоследствии создать свои компании start-ups. Сейчас наши курсы, посвященные e-business, остаются востребованными даже теми студентами, которые интересуются автомобильной промышленностью и производством. Поэтому любой бизнес сегодня связан с Интернетом» - говорит Джос. Снайдер тоже отмечает изменение акцента внутри учебного плана школы Darden: «Мы расширяем границы деятельности своего исследовательского центра Batten Institute: в числе его целей - инновационный и технологический менеджмент крупных компаний». Шмитлейн утверждает, что студенты, которые не собираются работать в dot-com, все равно хотят изучать бизнес-модели и стратегии, являющиеся движущей силой компаний dot-com. Например, он полагает, что курс “Marketing and E-Commerce” в школе Wharton останется популярным, несмотря на то, что многие студенты возобновили интерес к традиционным областям (компаниям так называемой old economy). Он говорит: «Содержание наших курсов электронной коммерции за последние 3 года расширилось. Курсы менеджмента никуда не исчезнут только потому, что некоторые новые start-up компании оказались нежизнеспособны. Наши студенты все еще хотят понять суть бизнеса». По материалам Fast Company. |