25-02-2005 Архангельская область: "Тренировка" бизнес-тренеров
В конце декабря 2004 года Folkuniversitetet шведского города Упсала подписал соглашение с региональной администрацией на осуществление проекта "Развитие рынка труда для экономического роста Архангельской области". Надо заметить, что это первая, а потому уникальная как для нашего города, так и страны попытка перенести шведский опыт в организации дополнительного профессионального образования на российскую почву. Проект направлен на разработку современной модели подобного образования в Архангельске. Областью применений шведских усилий стал туризм - отрасль, динамично развивающаяся в Архангельске и требующая особого внимания к качеству работающего персонала. В рамках реализации идеи в Архангельске создается Европейский колледж. В феврале будущие преподаватели колледжа побывали в Упсале и Алвдалене с целью ознакомиться со шведской системой дополнительного образования, изучить и попробовать на себе, что такое природный туризм и как готовят менеджеров- практиков для работы в этом бизнесе. Несколько лет назад я стажировалась в одной из шведских гостиниц и услышала от своей коллеги, что через месяц она уходит с работы на 2 года, чтобы пойти учиться на курсах для взрослых. Тогда, в 1998 году, в России потерять работу означало потерять все, и в моей голове не укладывалось, что можно оставить "непыльное" место и просто пойти учиться, ведь уже за 30 и, казалось, вряд ли что в жизни стоит менять. Оказалось, стоит. В Швеции существует уникальный образовательный институт. Далеко не каждый в нежном возрасте способен правильно выбрать свой жизненный путь. Недаром говорят: то, что в двадцать лет является хобби, в тридцать станет профессией. Шведское государство считает, что нет ничего плохого в подобных жизненных перипетиях каждой отдельной личности, и поддерживает устремления своих граждан, создав систему дополнительного образования для взрослых людей - KY. Обучение, как это заведено в скандинавской стране, бесплатное. Прекрасная идея для России, где миллионы людей были вынуждены переквалифицироваться и работать далеко не по специальности. В разных городах Швеции обучают разным профессиям. Колледж в Алвдалене - маленьком городке в самом сердце Швеции - уже на протяжении 10 лет предлагает пройти обучение тем, кто решил для себя, что природа, возможность раскрыть ее красоты и секреты для других людей - это самое главное в их жизни. Обычно каждый год колледж получает до 80 заявлений, но после тщательного отбора лишь 16-18 счастливчиков остаются в Алвдалене. Средний возраст студентов 25 - 30 лет, но есть и сорокалетние, и те, кто совсем недавно окончил среднюю школу. А объединяет студентов этого курса, приехавших из разных концов Швеции, а теперь и других стран, глубокий интерес к экстремальной профессии гида-проводника. Например, Матиас в прошлом году поступил в колледж Алвдалена. За свои тридцать с лишним он уже получил высшее образование, долгое время работал в бизнесе, объездил почти весь мир и однажды понял, что его счастье в том, чтобы не просто зарабатывать деньги, а совмещать этот процесс с тем, к чему лежит его сердце - с рыбалкой и общением с природой. Без любви к природе, без стремления испытать себя, найти свои собственные границы, без определенной экстремальности в характере пройти учебный курс до конца не представляется возможным. В этом обучении тяжело так же, как и в бою. Среди теоретического минимума, составленного из изучения ботаники, лидерства, организации туризма, менеджмента, маркетинга и экономики, в расписании стоят такие предметы, как скалолазание, гребля на каноэ и каяках, управление снегоходами, скоростной спуск, лыжные походы, рыбалка и охота. Выживание в экстремальных условиях - один из основных предметов. И речь идет не только о самой технологии выживания и спасения, но и о способности быть лидером группы людей, в умении принять верное решение в долю секунды, способности убедить и повести за собой. В колледже созданы все условия, чтобы подготовить профессионалов. Такого сосредоточия оборудования, спортивного снаряжения и техники я не видела нигде. Студенты тренируются и в учебных классах, и в окрестностях городка. В колледже оборудован специальный зал для тренировки умения забираться вверх по: стенам. Зимой группа уходит в горы, где закапывается в снег и живет в этаких ледяных избушках собственного изготовления в течение нескольких дней. После каждого курса студенты сдают необычные экзамены, например, на разведение костра в любых условиях за полчаса при наличии только трех спичек. 30% в расписании курсов занимает практическая работа на предприятиях. Студенты имеют великолепную возможность применить полученные знания на благо компании, куда они попадают на практику. Сами компании очень довольны тем, что у них работают стажеры. Им поручается работа над мини-проектом, будь то небольшое маркетинговое исследование или разработка уникального тура. Получив столь специфическое образование, практически все выпускники находят работу, что для Швеции факт сам по себе выдающийся. Секрет успеха такого образования состоит в его практичности и целенаправленности. Приоритетны практические аспекты любого предмета, который преподается как в Упсале, где обучают менеджеров продаж, так и в Алвдалене. "Лучше один раз увидеть" - теперь у русских тренеров есть образец, исходя из которого им предстоит построить свою модель дополнительного профессионального образования в туризме, которая будет эффективной именно здесь, в России. |