25-03-2005 Сегмент рынка услуг бизнес-образования сегодня уже является значимым
В екатеринбургском “ИНЭКСПО” завершается выставка “Бизнес. Образование-2005”. На вопросы корр. ИТАР-ТАСС Владислава Полейко ответила организатор выставки, генеральный директор ООО Центр “Бизнес-Образование” Ольга Жигальцова. Корр: Можно научить человека читать партитуру, но нельзя сделать из него Моцарта. Можно ли вообще научить бизнесу, если это, как и сочинительство, от Бога? О.Ж. Начнем с того, что понятия “бизнес”, “заниматься бизнесом” - каждый толкует по-своему. На мой взгляд, здесь нужно выделить следующее: возникновение предпринимательской ИДЕИ и непосредственно ПРОЦЕСС ведения бизнеса. Первое я бы отнесла к разряду талантов, который либо есть, либо нет. Хотя, креативности, развитию творческих способностей тоже учат, но все же придумать, почувствовать где, как, с помощью чего можно “сделать” деньги – это все же от Бога. А вот второе – вести, успешно вести бизнес – этому научить можно. Для этого, собственно говоря, и существуют бизнес-курсы. - Почему все более востребованным становится краткосрочное бизнес-образование? Популярность этой формы обучения объясняется тем, что возникает новый динамичный мир. Век творчества и постоянных изменений набирает темп. Успешным будет только тот, кто научится ускоряться и быстро обновлять свои знания. Кроме фактора времени, еще одним аргументом в пользу краткосрочного бизнес-образования является тот факт, что руководитель нового формата должен владеть знаниями в разных областях: менеджмент, финансы, психология управления людьми, маркетинг и т.д. Но всегда ли для этого необходимо идти на второе, третье высшее образование? Чтобы получить столько дипломов, жизни не хватит. Несомненно, базовое образование необходимо: высшая школа формирует мировоззрение, дает знание технологий, учит работать с информацией. Но это только первая ступень в развитии личности. - А что еще необходимо знать современному менеджеру? - Билл Гейтс дает такие два основных правила успешного ведения бизнеса: во-первых, очень много (!) работать, и, во-вторых, каждый день (!) - изменения, хотя бы небольшие. Успевать изменяться, изменяться постоянно, изменяться, опережая конкурентов. Именно в этом и могут помочь короткие бизнес-курсы, семинары и тренинги. В этом я вижу их роль, как инновационного инструмента. - Это рецепт от Билла Гейтса. Но нас ежедневно убеждают в том, что у России – свой путь. Есть ли разница в качестве отечественного бизнес-образования по сравнению с зарубежным? - К сожалению, эта разница еще ощутима. К преподаванию в западные бизнес-школы приглашаются исключительно специалисты-практики, - те, кто имеет или собственный опыт успешного ведения бизнеса или результативный опыт консультационной деятельности. Т.е. лекции и семинарские занятия ведутся людьми, для которых излагаемый материал – не абстракция, а их советы и наставления имеют практическую ценность для будущих бизнесменов. Российские учебные центры, к сожалению, не могут похвастаться таким высококлассным преподавательским составом. Многие дисциплины читаются “теоретиками”, кто в “живом” бизнес-процессе никогда и не участвовал. - Кто является “студентами” в этих аудиториях - только руководители? - Не только. Те руководители, которые обучаются сами, как правило, инвестируют и в своих сотрудников. Времена, когда малообразованные люди успешно делали деньги “из воздуха”, давно подошли к концу. Во всем мире давно пришли к выводу о том, что залог успеха в бизнесе – это образованный и квалифицированный персонал, поэтому деньги, вложенные в его обучение, относятся к наиболее выгодной статье инвестиций, определяющей темп развития предприятия. - Кажется, немцы, исповедуют правило: женщинам – только два “К” – кюхен унд киндер, - кухня и дети. Российский домострой вырастил примерно такую женщину. Но все больше женщин занимают лидирующие позиции в бизнесе. Как вы относитесь к этой тенденции? - На мой взгляд, это диктуется правилами новой экономики, о которых в последней своей книге писал Том Питерс: “Громко попрощайся с подходом “командуй и контролируй”! Громко попрощайся с пониманием “знай свое место”! Громко попрощайся с иерархией!” Для меня давно очевидно, что в мире инноваций и постоянных изменений женщины легче импровизируют, в них больше развита интуиция, они обладают умением делать несколько дел одновременно, они более склонны объединяться и договариваться. В отличие от мужчин, в центре внимания женщин, естественным образом, находятся полномочия (а не иерархическая “власть”). Посмотрите на детей: мальчики соревнуются, девочки сотрудничают. И снова можно вспомнить Тома Питерса, его высказывание о женщинах, “как об упущенном непочатом крае эффективных лидеров. Я предлагаю вам перевернуть вашу чертову компанию вверх ногами, чтобы сполна воспользоваться невероятно высоким женским потенциалом”. В этой жизни у каждого своя роль. Мужщина – лучший стратег, женщина – лучший менеджер. - Центр “Бизнес-образование” активно участвует в выставочных проектах, посвященных образовательным программам, в частности в выставке “Бизнес-образование 2005”, которая 22-25 марта проходит на площадке “ИНЭКСПО”. Чего лично Вы ожидаете от выставки и чего от нее могут ожидать потребители образовательных услуг? - Сам факт выделения темы “бизнес-образование” в специальную тему выставки – это свидетельство признания, что сегмент рынка услуг бизнес-образования сегодня уже является значимым и существенным. О значении Выставки говорит и тот факт, что это событие привлекло к себе внимание не только ведущих игроков уральского рынка бизнес-образования, но и компаний из Москвы и Санкт-Петербурга. Выставка предоставляет уникальную возможность для общения, обмена опытом с коллегами и авторитетными специалистами. Центр “Бизнес-Образование” видит свою задачу участия в этом мероприятии, в следующем. Во-первых, показать: постоянное обновление знаний стало сегодня необходимым условием не только для успешной деятельности, но и для выживания в конкурентной среде; во-вторых, помочь руководителям и менеджерам по персоналу сориентироваться в многообразии сегодняшних предложений, дать профессиональные советы правильного выбора учебных центров с целью эффективного обучения сотрудников. |