25-04-2005 Реформа системы профессионального образования требует участие бизнес-сообщества
На минувшей неделе состоялась пресс-конференция «Российские реформы: бюрократический синдром. Почему вместо экономики растет социальная напряженность?», в которой приняли участие Андрей Нещадин, исполнительный директор Экспертного института при Российском союзе промышленников и предпринимателей и Ольга Нещадина, руководитель проекта по реформированию системы профессионального образования. О. Нещадина в ходе пресс-конференции представила Аналитический отчет о состоянии системы профессионального образования, разработанный Экспертным институтом по заказу РСПП, в котором сформулированы основные предложения РСПП по устройству системы профессионального образования. По оценке Экспертного института, уже в ближайшем будущем основным сдерживающим моментом как промышленного, так и экономического роста может стать дефицит трудовых ресурсов, ощутимый уже сейчас в сфере производства. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального образования трудового капитала зависит как конкурентоспособность, так и развитие экономики страны. Последнее время и развитие, и функционирование, и сам «выпускаемый продукт» этой сферы вызывает серьезные нарекания работодателей. В данном Аналитическом отчете в ходе анализа официальной статистической информации, различных опросов руководителей предприятий реального сектора экономики и населения по проблемам в сфере образования был выделен ряд болевых точек. Это сокращение объема прироста трудовых ресурсов вдвое в период до 2050 г., дефицит квалифицированных рабочих и специалистов, необходимость повышения качества профессионального образования, отсутствие единой стратегии у государства в области подготовки кадров и осуществления непрерывного образования, а также отсутствие единой системы сертификации и специализации обучающихся и специалистов. Также к проблемным моментам относится тот факт, что государственная политика не носит стратегического, опережающего характера и не является единой для всей страны, зато страдает непоследовательностью и носит декларативный характер. По оценке экспертов, для решения всего комплекса проблем необходимо участие в процессе реформирования представителей и бизнес-сообщества, и гражданского общества, так как ситуация становится критической: нет реально применимой программы реформирования профобразования, так как основные реформы охватывают лишь некоторые части профобразования, а ряд инициатив госорганов не имеет механизма претворения этих проектов в жизнь. Устарала и сама структура подготовки специалистов, отсутствует единое образовательное пространство, не существует системы подтверждения квалификации. Также отсутствует четко сформулированный госзаказ. Для преодоления этих проблем предлагается ряд мер, разделенных на три блока: стратегический, практический и стабилизационный, каждый из которых предусматривает механизмы, которые могут разрешить складывающийся дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, так как по оценкам, изложенным в Аналитическом отчете, структура и качество подготовки кадров все больше ориентируется не на реальные потребности, не на происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности регионального рынка труда, а на сформированные неверным образом потребности населения в образовательных услугах. Стабилизационный блок, согласно Аналитическому отчету, направлен на сохранение существующей системы профессионального образования и ее перестройки для дальнейшего развития. Именно поэтому реализация этого блока должна начаться первой или идти параллельно с другими блоками. По оценке экспертов, наиболее благоприятные условия для реализации непрерывного образования могут сложиться в новых образовательных структурах – образовательных комплексах, реализующих образовательные программы разных ступеней и уровней и позволяющих обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов. Для формирования структуры образовательного комплекса, по оценке экспертов, необходимо создать рабочую группу, в состав которой будут входить представители образования и науки, государственных служб, бизнес-сообщества, юристов и высококвалифицированных специалистов. К задачам, поставленным перед рабочей группой, эксперты относят анализ предлагаемых типов университетских комплексов, определение их перечня, а также разработку пакетов нормативно-правовых документов. К основным целям стратегического блока относятся создание национальной образовательной доктрины профессионального образования и разработка методики составления государственных и региональных прогнозов потребности в кадрах на ряд перспектив. По оценке экспертов, на сегодняшний день прогноз потребности в кадрах экономики в целом отсутствует. В лучшем случае существует он только на региональном уровне, и чаще ограничивается определением потребности для бюджетной сферы. Структура формирования прогноза должна осуществляться на региональном уровне и корректироваться на государственном. Что касается практического блока, направленного на разработку основных принципов функционирования системы профобразования, то в Аналитическом отчете содержатся следующие положения: формирование системы государственного заказа, разработка профессиональных стандартов и квалификационных требований, нормативов финансирования профессиональных учреждений, внедрение системы тестирования профессиональных знаний, создание системы подготовки и оценки качества преподавательского состава, создание ряда нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность профессиональных учреждений, а также формирование требований к учебной документации и программам трудового обучения в общеобразовательной школе. В качестве приоритетного направления ближайших лет эксперты выделяют создание условий для сохранения и развития региональной системы подготовки профессиональных кадров, превращение профобразования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего и послевузовского образования в рамках широкомасштабных социально-экономических преобразований и программ развития регионов. |