04-05-2005 Система образования: очередной консилиум
В рамках 9-го Российского образовательного форума, прошедшего в конце апреля, состоялась Всероссийская конференция “О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Взаимодействие системы образования и мира труда”. Открыл ее доклад директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаака Калины на тему “Приоритетные направления государственной политики в сфере образования и меры их реализации”. По мнению докладчика, главная проблема современного российского образования состоит в слабом взаимодействии между отдельными элементами образовательного процесса и экономической сферой. Даже увеличение финансирования не всегда ведет к повышению качества образования. Образование перестало быть целостной системой, на него влияет развитие промышленности, профессиональные сообщества, бизнес. При этом содержание образования не отвечает требованиям общества и быстро развивающейся экономики. На сегодняшний день российское образование не решает кадровую проблему, недостаточно способствует формированию современного мировоззрения. Образовательные технологии не успевают за изменениями в науке и обществе. Слабы и межпредметные связи. И. Калина рассказал о возможных решениях этих проблем с точки зрения Министерства образования и науки России. Первоочередной задачей является, на его взгляд, обеспечение непрерывности образовательного процесса, повышение качества и доступности образования, превращение его в отрасль, привлекательную для инвестиций. По мнению Калины, непрерывность образования можно обеспечить путем создания механизма общенациональной системы оценки качества, в частности общественной аккредитации образовательных программ и присвоения квалификации самим профессиональным сообществом. Кроме того, должны быть пересмотрены критерии определения статуса вузов. Вуз, претендующий на звание общенационального университета, должен быть культурным и интеллектуальным центром, проводить фундаментальные исследования, осуществлять перспективные разработки в области образования. Критерии оценки деятельности вузов должны быть прозрачными и выдвигаться профессионалами. Планируется также создание сети общенациональных университетов, где будет сконцентрирован лучший научно-образовательный потенциал страны. Чтобы сфера образования стала привлекательной для инвесторов, нужно сделать его финансовую деятельность абсолютно прозрачной. К тому же образование должно финансироваться из разных источников. Как выразился И. Калина, переход на нормативно-подушевую схему финансовой деятельности учреждений образования позволит реализовать принцип “деньги следуют за учащимся” и будет способствовать развитию конкуренции в образовательной среде. Финансирование программ развития образования привлечет субсидии на подготовку специалистов для решения государственных задач, а развитие системы кредитования сделает образование доступным для большей части населения. “Качество образования проверяется не правильностью ответов ученика на уроке, а его… умением в дальнейшем добиться признания, стать успешным в жизни”, — сказал И. Калина. Глава департамента также подчеркнул, что приоритетные направления развития образования нельзя рассматривать в отрыве от Концепции модернизации российского образования. Хотя со времени начала модернизации сделано довольно много, далеко не все начинания системы эффективны. Так, компьютеризация еще не переросла в новые технологии образования, и ближайшая задача — создание удобных для преподавателя мультимедийных продуктов. |