03-11-2001 Рейтинг британских бизнес-школ растет
Несмотря на экономический спад, сто с лишним британских бизнес-школ настроены оптимистично. Во многих школах приток абитуриентов увеличился, что является реакцией бизнесменов, опасающихся, что кризис скажется на их карьерах. В месте с этим абитуриенты уверены, что потенциальные работодатели понимают ценность степени МВА. Сандра Доусон, директор Judge Institute at Cambridge, говорит о том, что активность на рынке бизнес-образования сейчас особенно заметна, так как экономический кризис является отличной возможностью начать карьеру в другой области. В данный момент, считает она, перед бизнес-школой стоят три проблемы: глобализация, внедрение современных технологий и инновации. Школа, которая будет отвечать этим требованиям, проводя исследовательскую работу и создавая необходимые корпорациям программы, имеет большое будущее. Мысль о необходимости проведения собственных исследований завладела бизнес-школами. Финансирование соответствующей программы под названием Research Assessment Exercise, итоги которой будут подведены в декабре, взяло на себя государство. Университеты и бизнес-школы Великобритании, чьи исследования признают наиболее весомыми, будут отмечены и в дальнейшем получат финансовую поддержку. Сегодня американские бизнес-школы все чаще сотрудничают с европейскими и, в частности, с британскими школами, заключая союзы и объединяя программы. Данная тенденция определенно набирает шаг. Прошлой весной о сотрудничестве объявили бизнес-школы Wharton и INSEAD, позже о создании совместной программы Executive МВА договорились лондонская бизнес-школа и школа Columbia. Не остались в стороне и школы рангом пониже. Так, например, возник альянс между школами London School of Economics, HEC и Stern. Майк Джонс, генеральный директор Ассоциации бизнес-школ, приветствует создание подобных союзов. Он полагает, что такие союзы хороши не только тем, что студенты МВА получат доступ к ресурсам других школ, возможность участия в международной программе и высококлассных преподавателей, но и тем, что сократиться число бизнес-школ в Великобритании. Вот как он объясняет свою позицию: «В Великобритании слишком много бизнес-школ, а качество образования во многих из них оставляет желать лучшего. Возможно, в скором времени мы увидим объединение британских школ между собой». Школы должны предлагать конкретные программы, а то часто можно услышать, как бизнес-школа в рекламном проспекте пишет о своей международной направленности, а в конце заявляет, что ориентируется на региональную деятельность. Каждая школа должна занимать свой сегмент рынка, считает Майк Джонс, но независимо от своей направленности бизнес-школы должны пересмотреть свои программы в связи с глобализацией. Школы быстро отреагировали на недавний взлет электронных компаний, интерес к предпринимательству или проблему управления в странах с культурными и языковыми различиями. В школах Cambridge и Imperial, например, были созданы центры предпринимательства. Не стоит также упускать из виду развитие современных технологий. City University Business School и Imperial в будущем планируют потратить многомиллионные суммы на развитие инфраструктуры, между тем, их студенты уже имеют доступ к ресурсам и высокотехнологичному оборудованию. В то время, как школы пересматривают свои программы, британская Ассоциация бизнес-школ пошла дальше, предложив использовать интегрированный подход к обучению. Некоторые школы уже взяли эту идею на вооружение: теперь студенты разных специальностей совместно работают над проектами. Декан школы Imperial планирует начать сотрудничество студентов и преподавателей в рамках форума школы, где они смогут общаться. Сегодня бизнес-школы Великобритании и Ирландии все чаще занимают достойные места в рейтингах газеты Financial Times.(см. рейтинг Financial Times UK full-time MBA2001 Programs) Но это еще не значит, что за прошедший год произошли существенные изменения. Логичнее было бы говорить о более ответственном отношении респондентов к составлению рейтинга. Заметным явлением стала бизнес-школа Said (Oxford), которая в общем рейтинге школ заняла 34 место, поднявшись с прошлогоднего 75 места, а в рейтинге британских школ вышла на второе место сразу за лондонской LBS. Это произошло во многом благодаря высоким зарплатам выпускников Said, которые спустя 3 года после окончания учебы получают в среднем 103,000 долларов. По этому показателю школа Said вышла на четвертое место среди британских и ирландских бизнес-школ. Можно сказать, что средняя зарплата выпускников МВА школы Said выросла по сравнению с их заработком до учебы в бизнес-школе на 154%. В представленном рейтинге появилось еще несколько британских школ, но это произошло из-за включения в рейтинг еще 25 школ. Но, тем не менее, даже это достижение можно считать прогрессом. Несмотря на то, что британские бизнес-школы не занимают первые места в рейтинге, студенты дают школам высокие оценки. Выпускник школы Bradford говорит, что программа МВА повлияла на его личностное развитие, его ровесник из школы Strathclyde отмечает отличное преподавание таких курсов, как Business strategy, Strategic planning и General management. Бывшие студенты МВА школ Cranfield и LBS утверждают, что именно бизнес-школа позволила им начать карьеру в другой отрасли и лучше понять людей разных национальностей и культур. Если мы начали говорить о тех отраслях, которые пользуются большей популярностью среди выпускников МВА британских школ, то на первое место с уверенностью можно поставить консалтинг. Если до получения степени МВА 54 человека из 649 занимались именно консалтингом, то после окончания бизнес-школы их стало уже 186, причем 35 из них раннее были заняты в сфере производства, 29 представляли финансовый сектор, а 82 пришли из разных отраслей. Список лучших британских школ возглавляет LBS, уступив первое место среди европейских школ бизнес-школе INSEAD. Но даже если вы поступите в бизнес-школу, которой нет в списке самых престижных, влияние, которое учеба окажет на вашу карьеру будет неоценимо. |