05-11-2001 Настоящее и будущее электронной коммерции
Пару лет назад коридоры бизнес-школ гудели от голосов преподавателей, которые наперебой обсуждали, как бы побыстрее включить в привычную программу бизнес-школы курс по электронной коммерции. Интернет-компании переманивали студентов, и бизнес-школам необходимо было торопиться. Теперь, когда революционные начинания электронных компаний уходят в прошлое, университеты пересматривают свои взгляды на введенные курсы, и в большинстве случаев принимают решение оставить их в программе. Курс электронной коммерции уже не пользуется таким спросом. «Наступил спад, это очевидно», - говорит Надир Тавасолли, помощник профессора маркетинга в бизнес-школе MIT и директор программы eBusiness, которая исследует влияние интернета на маркетинг и менеджмент.Программа школы по электронной коммерции пользовалась таким спросом, что школа должна была занести около ста человек в дополнительный список и предложить записаться на видеоверсии лекций. «Теперь все относятся к электронной коммерции гораздо спокойнее», - говорит профессор Тавасолли. Частично интерес к электронной коммерции утерян из-за банкротства электронных компаний. К тому же то, что раньше казалось новшеством, теперь является неотъемлемым процессом торговли. «Наши студенты прекрасно освоили всемирную сеть интернет. Пять лет назад этого не было», - говорит Джеффри Гартен, декан бизнес-школы Yale. Можно сказать, что большинство школ продолжают совершенствовать свои программы по электронной коммерции. Дрю Айзекс, исполнительный директор программы Management of Technology в университете Berkeley, говорит, что они никогда не занимались созданием курса только по электронной коммерции. Не только потому, что предвидели провал электронных компаний, но и потому, что это не способствовало развитию программы в целом. Программа, созданная в 1998 году лондонской бизнес-школой City University Business School была первой европейской программой по электронной коммерции. Рассказывает Энн Браун, руководитель курса сетевого бизнеса, включенного в программу МВА: «Мы внесли существенные изменения в нашу программу, отреагировав таким образом на ситуацию на рынке. Мы также исключили из программы некоторые предметы по выбору (electives), касавшиеся ведения сетевого бизнеса, с тем, чтобы модернизировать оставшиеся. Сегодня, например, мы больше внимания уделяем курсу Customer relationship management, который пользуется повышенным интересом со стороны студентов». В бизнес-школе Yale предмета E-commerce не существует как такового. Школа просто включила в свою программу дополнительные курсы по предпринимательству с углубленным изучением современных технологий. Профессор Гартен утверждает, что каждый менеджер должен разбираться в современных технологиях так же хорошо, как и в бухгалтерском деле. «Перед профессорами стоит нелегкая задача: включить в свой предмет предпринимательство и высокие технологии», - говорит Джеффри Гартен.Калифорнийский университет Claremont Graduate University был одним из тех, которые предлагали ученую степень в области электронной коммерции. Такую же степень получали студенты Marlboro College, Vermont, где велось обучение по программе Internet Strategy Management, а также бизнес-школы Carnegie Mellon, где студенты получали степень Master of Science in E-Commerce. В университете Claremont Graduate University число студентов, желающих обучаться по программе E-Commerce постоянно снижается, тем не менее решено сохранить программу. По словам Лорны Олфман, декана школы, возможно, будут внесены изменения, например, будет больше курсов по выбору или программе будет придана техническая направленность. Хотя большинство школ и адаптируют свои программы в связи с экономической ситуацией, все уверены в том, что интернет останется неотъемлемой частью учебного процесса. В бизнес-школе MIT финансированию центра интернет-технологий The Center for eBusiness уделяется первостепенное внимание. В исследовательской работе по изучению электронной коммерции участвуют 35 преподавателей, что говорит о небывалом успехе последней. Как говорит исполнительный директор ассоциации бизнес-школ Association of Collegiate Business Schools and Programs Фрэнк Верт, школы смотрят в будущее, совершенствуя курсы по электронной коммерции. Головокружительных изменений не произойдет, но, тем не менее, школы уверены, что будущее за интернетом, и студентам просто необходимо иметь о нем полное представление. |