05-06-2005 Владельцы компаний проявляют большой интерес к программам бизнес-образования
В рамках выставки "Экономическое и бизнес-образование в России и за рубежом" Begin Group было проведено исследование интереса к программам MBA. Было опрошено 346 респондентов, возраст которых варьировался от 21 года до 45 лет. 46% имели общий стаж работы от 7 до 11 лет. Около половины всех посетителей выставки составили менеджеры среднего звена (48%). Выставку также посетили владельцы компаний (19%), менеджеры высшего звена (25%) и специалисты (8%). Наиболее распространенной причиной поступления в бизнес-школу является возможность развития карьеры (86% респондентов). Второй причиной поступления участники опроса назвали возможность увеличения дохода после получения степени MBA (55%). В качестве достоинства программы многие указали на возможность приобретения полезных связей (49%), а также на возможность систематизации имеющихся знаний (39%). Такие факторы, как "интерес к смене сферы деятельности" и "необходимость решения конкретных проблем бизнеса", не являются приоритетными при поступлении (23 и 21% респондентов соответственно). Примерно половина (51%) посетителей выставки рассматривают получение MBA за рубежом в качестве одной из альтернатив обучению в России. При этом 59% опрошенных отдают предпочтение европейским программам, 22% - американским, для 19% посетителей это не имеет значения. Зато практически все участники опроса (92%) считают важным посещение бизнес-школы перед принятием окончательного решения о ее выборе. Предпочитаемая специализация программы MBA сильно зависит от должности опрашиваемых. Владельцы компаний проявили наибольший интерес к программам общего и стратегического менеджмента (55%). Не менее популярной среди этой группы посетителей является программа "предпринимательство" (43%). Меньший интерес был проявлен к специализациям по маркетингу, управлению человеческими ресурсами, информационному менеджменту (около 30%). Наименее востребованными у этой группы являются программы по финансам (21%), международному бизнесу (21%) и внешнеэкономической деятельности (20%). Менеджеры высшего звена также в большинстве случаев отдали предпочтение специализации "общий и стратегический менеджмент" (58%). Популярными программами для них также являются "маркетинг и управление" и "международный бизнес и внешнеэкономическая деятельность" (треть опрошенных менеджеров высшего звена). Больше половины менеджеров среднего звена предпочитают обучаться по специализации "международный бизнес и внешнеэкономическая деятельность"(57%), также востребована специализация "финансы" (43%). Большой интерес менеджеры этого звена проявили к общему и стратегическому менеджменту. Для специалистов интересны специализации "финансы", "управление человеческими ресурсами" и "международный бизнес". Практически все группы сотрудников отдали предпочтение вечерней форме обучения (3-4 раза в неделю плюс суббота). Интерес участников исследования был проявлен также и к модульной форме обучения. Наименее популярными среди участников опроса были дневная форма обучения и индивидуальный план. |