11-07-2005 Архангельск: Международная конференция "Развитие социального партнерства в области дополнительного профессионального образования"
В Архангельске прошла международная конференция "Развитие социального партнерства в области дополнительного профессионального образования", организованная администрацией области, АГТУ и Фолькуниверситетом Швеции при финансовой поддержке Шведского агентства международного развития и сотрудничества (СИДА). Кадры решают все Экономическое и социальное развитие в европейских странах во многом зависит от уровня квалификации рабочей силы. Перемены в бизнесе настолько стремительны, что сегодня компаниям нужны не просто образованные люди с фиксированной "суммой знаний", а те из них, которые готовы учиться, повышать свою квалификацию на протяжении всей жизни. В то же время наблюдается дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда: работодатели испытывают трудности с подбором кадров, а люди не могут найти хорошую работу. Решить проблему призвана система дополнительного профобразования (ДПО), которое может в короткий срок подготовить или переобучить нужного специалиста. В европейских странах государство эффективно поддерживает эту систему, финансируя даже больше, чем высшую школу, их законодательная база стимулирует и работодателей вкладывать деньги в повышение квалификации своих сотрудников. У нас в годы СССР существовала отраслевая система переподготовки кадров, но сегодня бюджет тратит на дополнительное образование для взрослых лишь полтора процента от общих затрат на профессиональное образование. Россия практически единственная страна, где нет соответствующего закона по ДПО. Впрочем, недавно в Госдуму внесен законопроект с поправками в Закон об образовании, по которому любые организации независимо от основного вида деятельности будут иметь право на реализацию профессиональных образовательных программ. Но это означает утрату государством контроля над ними, понизит качество образования. И такой закон скорее навредит, чем поможет. Однако "беззаконие" не мешает существовать и даже самофинансироваться системе дополнительного образования для взрослых, через нее ежегодно проходят до полутора миллионов человек, не считая слушателей краткосрочных программ и курсов. Сформировалось в отдельную отрасль бизнес-образование, в которой действуют все регуляторы бизнеса, включая конкуренцию. Проблема в том, как сделать систему ДПО более гибкой, динамичной, новое время требует развития партнерства между государством, образовательным сектором, бизнес-сектором и гражданским обществом. Об этом и шла речь на конференции в Архангельске. Шведы нас научат? Среди обсужденных тем: сравнение систем ДПО в России и Швеции, развитие социального партнерства в Архангельской области, женщина на рынке труда, оценка потребностей местного бизнеса в квалифицированных кадрах, развитие современной модели ДПО на федеральном уровне. Почему такая конференция прошла именно у нас? Дело в том, что в 2001 году Фолькуниверситет на северо-западе России провел анализ текущей ситуации в системе профессионального образования в России, и в результате участия в этой работе Федерального агентства по образованию родился пилотный проект "Развитие рынка труда для экономического роста в Архангельской области". По его итогам будет проходить внедрение модели дополнительного профессионального образования на федеральном уровне. Реализуется проект в Архангельском техническом университете. Его ректор Олег Соколов считает, что проект очень важен для того, чтобы войти в открытую образовательную систему Европы. Пилотный механизм разрабатывается в туристической сфере, но в долгосрочной перспективе он может быть использован и в других секторах. Это будет содействовать экономическому развитию и созданию новых рабочих мест, в особенности для незащищенных групп на рынке труда. Впрочем, полезен он и для специалистов, которые нуждаются в дополнительных знаниях в связи с изменениями конъюнктуры рынка. Госпожа Соня Эриксон из Шведского национального агентства по ДПО рассказала, как работают подобные проекты у них. На осуществление программы тратится до миллиарда шведских крон. С 1996 года число студентов увеличилось с 850 до 16 тысяч, из них почти половина - женщины, средний возраст - около 30 лет, образование у большинства - среднее. При определении направленности курсов учитываются нужды регионального и местного рынка. Основной метод обучения - стажировка, то есть одну треть учебного времени занимает подготовка специалиста на конкретном рабочем месте, где потенциальный работодатель может оценить своего будущего работника. Практикуется гибкий удобный график обучения, неполный рабочий день, выдается диплом о дополнительном образовании. Результат: 69 процентов получают работу, или открывают свое дело, около пяти процентов решают продолжить образование в университете. Программа для карьеры С октября в АГТУ стартует в рамках проекта новая европейская образовательная программа в области туризма и гостеприимства, финансируемая СИДА. Рассчитана она на год и предусматривает обучение (форма - дневная, вечерняя, очно-заочная) по двум специализациям - экологический (спортивный) туризм, гостиничное и ресторанное дело. Планируется обучить 100 человек как из числа безработных - преимущественно женщин, так и работников туристического и гостиничного бизнеса. Для поступающих необходимы хорошее знание иностранного языка и компьютерная грамотность, ведь стажировку они будут проходить в шведских компаниях. По окончании курса студенты получат диплом Фолькуниверситета и свидетельство о повышении квалификации АГТУ. Организаторы рассчитывают, что прошедшие эту программу не только овладеют профессиональными знаниями и навыками, познакомятся со стилем ведения европейского бизнеса, но и разовьют в себе стремление к карьерному росту. Появится у них также шанс найти работу за границей. Впрочем, такие специалисты и у нас дома, в Архангельске, пригодятся. Однако представители Министерства образования, выступавшие на конференции, приветствуя шведских партнеров и их поддержку, считают, что копировать Европу не стоит. У нас должно выработать свою модель дополнительного образования. На федеральном уровне необходимо принять программу непрерывного образования, а в регионах создать координирующие органы, через которые осуществлять подготовку специалистов, проводить различные тренинги и семинары, создавать образовательные учреждения нового типа, например, корпоративные. Участники конференции предложили уже сейчас создать областную межведомственную комиссию по профориентации населения для оказания содействия в профессиональном самоопределении, стимулирования предпринимательской инициативы, повышения их конкурентоспособности на региональном рынке труда. |