СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
03-12-2001  Семимильные шаги Интернета

   На этой неделе в Москве работают выставка и форум "Инфоком", которые посвящены информационным и компьютерным технологиям в России. Мероприятия проходят в престижных точках – Президент-отеле и Экспоцентре, что косвенно свидетельствует о состоянии отрасли. Личным посланием участников форума приветствовал президент РФ Владимир Путин.
   Послание короткое, но, как сказали бы в доинформационные времена, емкое. По мысли президента, это событие для России очень важное, потому что информационные технологии – одна из наиболее быстро растущих и перспективных областей мировой экономики, без которой невозможно представить развитие цивилизации.
   Как же выглядит Россия в свете этого замечания? Министр связи и информатизации Леонид Рейман сообщил, что в первом полугодии отрасль стала наиболее динамично развивающимся сектором национальной экономики: объем услуг информатизации вырос на 33%. В целом за год ожидается, что отрасль расширит объем рынка не менее чем на 45%. Число регулярных пользователей Интернета достигло 3 миллионов человек (для сравнения: обладателей "мобильников" – 5 миллионов). Но ликовать рано: в США вклад сектора в национальную экономику составляет 4,5%, в России – не дотягивает до 2%.
   Информационные технологии развиваются по многим направлениям. Особенно динамично – в сфере образования. К 2005 году к Интернету будут подключены все вузы, к 2010 году – все средние учебные заведения. Компьютеризация сельских школ включена в федеральную программу "Электронная Россия", которая, как сказал заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов, на днях будет окончательно принята правительством. Так как по закону среднее образование обеспечивается местным бюджетом, для компьютеризации сельских школ необходимо было особое решение президента РФ. На программу выделены 1 млрд рублей из федерального бюджета и 1 млрд из бюджетов субъектов федерации. Это реальные деньги, которые пущены в дело. Программа должна быть полностью реализована к 31 декабря 2001 года. Компьютеризация сельской школы обходится в 2-3 раза дороже, чем городской.
   Программой охвачено 40 тысяч сельских школ. В них учится около двух третей всех сельских школьников. Всего в сельские школы до конца года будет поставлено 50 тысяч компьютеров, которые оснащены процессорами "Пентиум" не ниже 486-го. Всего в России существует около 70 региональных проектов по компьютеризации школ. Особенно активно эти процессы идут в Алтайском крае, в республиках Саха (Якутия) и Удмуртия, в Саратовской и Орловской областях. В качестве пилотных регионов выбраны Тамбовская и Владимирская области. Основная проблема – выход во Всемирную сеть. По данным начальника Управления информатизации Минобразования Александра Полякова, телефонизированы только 2% школ. Если отбросить малокомплектные школы, выйдет 20% – тоже негусто.
   Неожиданное решение нашел знаменитый Курчатовский институт. Его президент академик Евгений Велихов рассказал, что в ближайшие недели ученые запустят в московское небо специальный аэростат для беспроводного доступа в Интернет 100 школ Северо-Западного округа. По мысли академика, это решение снимает острую для России проблему "последней мили" и перспективно в масштабах всей страны.
   Но самое важное – федеральная целевая программа "Электронная Россия", на которую едва не молятся специалисты. Используя профессиональную терминологию, они называют программу "приглашением в новую экономику" и "национальным форматом, который станет реальной движущей силой для социального развития". Ожидается, что к 2005 году объем рынка информационных технологий и программного продукта вырастет в 2-3 раза, а к 2010 году – в 5-6 раз. 60% документооборота в госучреждениях будет совершаться в безбумажном виде, что преобразит психологию чиновничества и взаимоотношения бюрократии с обществом. Число пользователей Интернета к 2005 году вырастет в 8 раз, а цена на услуги опустится вдвое. Впрочем, обольщаться рано: ожидаемые к 2010 году 30 млн компьютеров по всей стране – это сегодняшний уровень Италии.
   Бурные темпы развития отрасли требуют адекватного кадрового резерва. А пока в России нет ни одного вуза, где подготовка специалистов по информационным технологиям была бы первым делом – она всегда на вторых ролях. Ежегодный выпуск составляет 10 тысяч человек – во много раз меньше, чем, например, в Индии. Это капля в море. По словам Андрея Шаронова, в 2005 году ежегодная потребность в специалистах-информационщиках с высшим образованием составит 70 тысяч человек, а в 2010 году – 130 тысяч. Еще выше потребность в специалистах со средним образованием.
   Сейчас в России общее число специалистов по информационным технологиям составляет 50 тысяч человек. Причем 53% из них живут в Москве (17 тысяч) и Санкт-Петербурге (8,5 тысячи). Хотя информатизация разрушает расстояния, для успеха задуманной революции нужны революционеры. Как говорили в древние, доинформационные времена, кадры решают все.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"