СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
06-12-2001  Профессиональная подготовка менеджеров становится больной проблемой

   Деловым людям трудно найти качественную обучающую программу, хотя выбирать есть из чего.
   Недавно Ассоциация менеджеров провела "круглый стол" на тему "Спрос и предложение в подготовке менеджеров: практические механизмы партнерства". В дискуссии участвовали именитые теоретики и практики делового мира — декан Высшей школы менеджмента С.Филонович, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ С.Мясоедов, генеральный директор телекомпании "СТС" Р.Петренко и др.
   С большим интересом участники заседания ознакомились с результатами исследования ассоциации "Социальный профиль российских менеджеров". Как оказалось, большинство управленцев является собственниками предприятия, на котором трудятся. В особенности такой расклад характерен для топ-менеджеров: восемь из десяти опрошенных являются владельцами или совладельцами компании. Как раз это легкообъяснимо — личное участие в руководстве предприятием позволяет собственнику контролировать его деятельность.
   "Социум" менеджеров в материальном плане может быть определен как привилегированный. Шестая часть управленцев не имеет финансовых проблем и может позволить себе приобрести недвижимость и предметы роскоши.
   Коммуникация — ключевое направление деятельности менеджера, а "создание работоспособного коллектива" — залог успеха. В управленческую среду, согласно данным исследования, приходят люди с техническим образованием — около 50% опрошенных заканчивали технические вузы и впоследствии заняли ключевые посты в российском менеджменте. Впрочем, удачно складывалась и карьера выпускников экономических, юридических, обществоведческих, гуманитарных факультетов. В большинстве случаев управленческий опыт бизнесмены получили в государственных институтах или советских организациях — КПСС, ВЛКСМ, профсоюзах (средний возраст ведущих управленцев — 46,4 года).
   "Генералы" менеджмента опираются и на опыт службы в армии, и на опыт создания собственного предприятия. Считают, что большую жизненную пользу им принесло родительское воспитание, обучение в институте, аспирантура. Наивысшей степени признания получил факт общения и взаимодействия с опытными людьми, профессионалами, у которых можно поучиться практическим навыкам работы.
   Те немногочисленные представители категории топ-менеджеров, которые в свое время побывали в исправительных учреждениях (из ста опрошенных они составляют 0,9 %), крайне положительно оценивают такой своеобразный опыт.
   Становится очевидным, что в основе профессиональной подготовки большого числа ведущих российских управленцев лежит неформальный опыт, и расценивается он как более эффективный, чем стандартное образование. Как сказала участница "круглого стола" директор ЦДО МИЭМ Марина Нежурина, в российской деловой среде в основном работают менеджеры не "от образования", а "от практики". Согласно же современным теориям менеджмента, полноценным управленцем может считаться только тот, кто окончил курсы в профессиональном учебном заведении и получил соответствующий документ.
   Заседатели пытались также объяснить, почему потенциальные ученики испытывают недоверие к отечественным школам бизнеса. Возможно, одна из причин — нечеткость формулировки предлагаемого образовательного продукта. Выступающие уверяли, что менеджеру необходимо точно знать, чему его научат, и цели, которые он ставит перед собой, должны совпадать с программой бизнес-курсов. Управленец, имеющий определенную стратегию работы на рынке, хочет выбрать того, кто поможет ему реализовать планы. Однако тут же возникает другая проблема: часто обучающийся сам не имеет четкого представления о том, чему, как и по какому принципу его должны обучить. Многие вообще не воспринимают систему российского бизнес-образования как источник получения практически применимых и полезных навыков.
   И действительно, большая часть преподавателей в институтах управления являются "специалистами по обучению", которые, излагая теорию, получают информацию о проблемах менеджмента непосредственно в процессе обучения. Поэтому в рамках "круглого стола" было выдвинуто предложение соединить в обучающих программах теоретиков и тех, кто добился высот в отечественном бизнесе.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"