10-12-2001 Интернет-образование в США
Технология дистанционного обучения до сих пор обращена в прошлое, так как основана на существующих традиционных подходах, без учёта опыта и потребностей самих детей. Самые потрясающие программные средства, созданные взрослыми, не принимаются школьниками и не вызывают у них интереса. Перекладывание старых учебных курсов в электронную форму не способствует их более быстрому освоению. В 1991 году президент Буш утвердил программу «Америка-2000. Стратегия образования». В соответствии с этим планом, Америка должна была стать эталоном образования для всего мира. Предполагалось не просто улучшить школу, а создать нечто выходящее за её традиционные рамки – «меташколу», «супершколу». В основе такой школы должно лежать повсеместное использование современных электронных технологий: видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров и Интернета. Согласно изначальному замыслу, в качестве главной задачи такой школы рассматривалось предоставление доступа к неограниченным источникам информации и возможностей широких контактов с учениками и учителями школ по всей Америке, а в дальнейшем – и по всему миру. Школьные компьютеры планировалось подключить к базам данных – электронным хранилищам информации, своеобразному синтезу знаний, накопленных человечеством. «Меташкола» – учебное заведение нового типа – должно быть основано не на преподавании, а на сотрудничестве и взаимообмене информацией. Причём, в первую очередь необходимо развивать самостоятельный подход к поиску, обработке и анализу информации. В «меташколе» ни один преподаватель не сможет навязать ученику только своё видение, одностороннее понимание какого-либо предмета. Ученик будет соотносить и сравнивать всю имеющуюся информацию о том или ином предмете, обсуждая её, входя в контакты с другими учениками всего мира. Предполагалось, что такой подход к образованию должен способствовать максимальному раскрытию потенциала детей, и, как следствие, стимулировать развитие как отдельных личностей, так и общества в целом. Сверхзадачей его должно стать объединение нации. Позднее президент Клинтон не только подтвердил преемственность в реализации этой программы, но и стал проводить курс на общедоступность такого образования для всех американцев. «Мы не сможем в XXI веке стать единой Америкой, если не обеспечим равного доступа к образованию и высокого качества образования. Нам необходимо предоставить каждому американцу доступ к лучшим в мире учебным заведениям, лучшим учителям и самому лучшему образованию. Каждый восьмилетний американец должен уметь читать, каждый двенадцатилетний – приобрести навыки работы в Интернете, каждый восемнадцатилетний – поступить в колледж» – из выступления президента Билла Клинтона перед членами Национальной ассоциации афро-американских журналистов 17 июля 1997 года в Чикаго. В сегодняшней Америке реализуется ряд интересных проектов по развитию школы будущего. В их числе – Коалиция обязательных школ Теодора Сайзера, программа развития школ Джеймса Коумера, Ускоренные школы Генри Левина, Школы для следующего века, Школа «Сатурн» в Сан-Пауло, Школа Завтрашнего Дня в Льюисвиле (штат Техас) и ряд других. Например, Школа Завтрашнего Дня – это школа начального и среднего образования, объединяющая традиционную школьную систему с общим учебным классом и полностью индивидуализированную высокотехнологичную школу, объединяющую все современные технологии: использование компьютера, обучение в режиме диалога с компьютером, компьютерное самотестирование, а также проведение телеконференций и уроков. Каждый учащийся такой школы имеет свой персональный «офис» – учебное место, где он самостоятельно работает над изучением материала по всем предметам, получая от преподавателя индивидуальную консультацию. Индивидуальные занятия дополняются и групповой работой. Школа Завтрашнего Дня существует не только в Америке. Она объединяет 7000 школ в 110 странах мира, и по достоинству стала лидером мирового масштаба в образовании. Интернет-образованием в настоящее время в Америке охвачены не только дети школьного возраста. Программы Интернет-образования предназначены и для уже работающих людей. Президент призвал всех американцев «снова сесть за парты», чтобы освоить новые информационные технологии. Согласно этой программе, учебным местом должна стать каждая община и семья. В связи с этим, повышается ответственность родителей, ведь именно им предстоит направлять детей в освоении далеко не безупречного пространства Интернета. В связи с радикальной реформой школы был выдвинут тезис о поощрении всех нововведений, связанных с внедрением современных информационных технологий. Кроме того, учителя получили возможность постоянного совершенствования своих профессиональных навыков в целях подготовки школьников к самостоятельной жизни в новом тысячелетии. В целях непрерывного педагогического образования, в США поощряется партнёрство между местными образовательными органами, высшими учебными заведениями, родителями, местными трудовыми, коммерческими и профессиональными ассоциациями. Например, новый министр образования США поставил систему оплаты труда учителя и сохранение им рабочего места в зависимость от его личной инициативы, проявляемой во внедрении новых технологий и эффективности обучения, которую можно благодаря этому получить. По данным на конец мая 2001 года, опубликованным Национальным центром образования и статистики при министерстве образования США, подавляющее большинство американских школ уже подключены к Интернету. Тенденция роста Интернет-образования в Америке выглядит следующим образом. В 1994 году к Сети было подключено 35% школ. Через 3 года доля интернетизированных школ удвоилась. К 1998 году она достигла 78%. В 2000 году доступ в Интернет был в 95% школ. На май 2001 года – 98% школ имели подключение к Интернету. В 2002 году, скорее всего, уже все 100% американских школ будут иметь доступ в Интернет. Причём сейчас 54% школ позволяют учащимся пользоваться Интернетом не только на уроках, но и во внеурочное время. Учёные-педагоги, работающие с Интернетом и сотрудники Департаментов образования США по поводу Интернет- образования высказывают следующие соображения: «Главная задача Интернет-образования – расширить представления детей о мире. Мир – не стены класса, а весь земной шар, и дети могут быть причастны к решению важных социальных проблем, в том числе, и в других странах». «Учителя сами должны решать, на каком конкретно уроке и в какое конкретно время использовать им новые информационные средства, исходя из особенностей детей, с которыми они работают». «Успешной сетевую международную проектную работу делает наличие социального аспекта и совместного творчества, когда участники проекта объединяют свои знания, опыт и способности, и в результате создают то, что по отдельности каждый не смог бы создать». «Совершенно очевидными в настоящий момент выглядят несколько приоритетных целей для развития информационных технологий в образовании США: необходимость доступа к Интернету в каждом классе и использование Интернета в профессиональном развитии учителей. Технологии должны пронизывать весь учебный процесс – содержание новых технологий должны создавать сами пользователи» «Технология дистанционного обучения до сих пор обращена в прошлое, так как основана на существующих традиционных подходах, без учёта опыта и потребностей самих детей. Самые потрясающие программные средства, созданные взрослыми, не принимаются школьниками и не вызывают у них интереса. Например, перекладывание старых учебных курсов в электронную форму не способствует их более быстрому освоению». |