09-12-2001 Значение опыта работы до учебы в бизнес-школе
Что нужно делать, закончив институт: идти работать или продолжить учебу, например, на программе МВА? Ответ зависит от того, кому вы зададите этот вопрос. Студенты, которые сразу идут в бизнес-школу, утверждают, что смогли преуспеть в учебе, даже не имея опыта работы. С этим не согласятся многие представители бизнес-школ. Программы МВА предполагают, что у студентов есть опыт трудовой деятельности до начала учебы. Кандидаты с опытом работы извлекут из программы больше пользы, чем те, кто еще не работал. Так какой же подход лучше? Брайан Поджер, студент школы Kellogg (Northwestern University) полагает, что ответ очевиден. В течение 7 лет он работал в фармацевтической компании Eli Lilly (Индианаполис). Наличие опыта работы являлось существенным для него: он получил максимум от программы МВА. «Я бы рекомендовал каждому по возможности приобрести опыт работы.». Специалисты по вопросам карьеры придерживаются такого же мнения. «Студентам без опыта работы (имеется в виду full-time work experience) будет трудно справляться с курсовой работой, участвовать в собеседованиях с рекрутерами» - говорит Энн Броунинг, помощник директора отдела трудоустройства школы Kellogg. «Вы не сможете полностью усвоить материал занятий, если не будете иметь опыта работы» - считает Кевин Нолл, помощник руководителя отдела MBA Services в Baylor University (Waco, Texas). Студенты школы Kellogg имеют в среднем 5-летний опыт работы. Это дает им необходимую подготовку для восприятия преподаваемых дисциплин, а также позволяет лучше ориентироваться в том, чем они хотят профессионально заниматься. По словам Энн Броунинг, опыт работы помогает «сфокусировать усилия на карьере», без опыта работы нельзя быть на 100% уверенным в том, что МВА поможет в том, чем вы хотите заниматься в дальнейшем. Кевин Нолл отмечает, что начальные оклады у студентов с недостаточным опытом работы ниже, чем у остальных. Согласно данным Baylor University средние начальные оклады выпускников МВА, имеющих опыт работы, на 15-20% выше, чем у тех, кто пришел в бизнес-школу сразу после вуза. «Люди сами преуменьшают свою ценность на рынке труда» - заключает Нолл. Брайан Поджер закончил Washington University (St. Louis) и мог сразу поступить на программу МВА в бизнес-школе, находящейся при этом же университете. Однако он хотел учиться в одной из топ-школ, а для этого требовался опыт работы. В компании Eli Lilly он старался набраться как можно более разнообразного опыта. «Первые два года я занимался анализом информационных систем, затем 3 года был менеджером проекта, а последние два года посвятил продажам и маркетингу» - вспоминает он. Переход от технологии сначала к управлению проектом, потом к продажам, способствовал развитию разных навыков. «Я сам стремился к этим переходам. Меня интересовал бизнес, я чувствовал, что новый опыт поможет мне в дальнейшей жизни, а также он понадобится для учебы в бизнес-школе» - говорит Брайан. Помимо того, что перед поступлением в бизнес-школу необходимо работать, Брайан советует будущим студентам выбирать только лучшие школы. Он замечает, что качество обучения в школе, требующей от абитуриентов наличия опыта работы, просто превосходное, так как почти треть программы занимает взаимодействие студентов между собой – это ни что иное, как обмен опытом. Брайан выбрал для себя Kellogg потому, что школа имеет прекрасную репутацию в академических кругах, он хотел быть «окружен одноклассниками, у которых можно учиться». «Kellogg и многие другие школы делают акцент на совместной работе в команде, что необычайно важно, так как этот подход существует и в мире бизнеса. Чем лучше ваше умение работать в группе, тем больше полезного вы узнаете от окружающих вас людей, когда пойдете учиться в бизнес-школу» - убежден Брайан. Прошлым летом он проходил практику в лондонском отделении McKinsey & Co, международной консалтинговой компании. Впоследствии он сможет сделать карьеру в области консалтинга. «Если я не пойду в консалтинг, я, вероятно, приму предложение какой-нибудь high-tech компании» - планирует он. Дэвид Карп, part-time-студент из Babson College (Wellesley, Massachusetts) считает, что роль опыта работы, полученного до учебы на программе МВА, просто огромна. Дэвиду 29 лет, он работал в бостонской компании Fidelity Investment, в отделе, занимающемся рынком ценных бумаг. Через какое-то время он стал рекрутером Fidelity. Затем он организовал в Бостоне рекрутинговую фирму Thorn & Graves. Учиться на вечерней программе МВА Дэвид начал в 1997 году. «Наличие опыта в бизнесе не очень важно при прохождении таких курсов, как statistics или managerial accounting. С этим справится даже выпускник колледжа. Совсем другое дело занятия по менеджменту, стратегии, финансам, поведению работника в организации – вот в чем состоит суть программы МВА» - говорит Дэвид Карп. Дэвид – типичный гуманитарий, его специализация – скульптурное искусство. В 1993 году он закончил George Washington University. Поначалу Дэвид считал, что программа МВА состоит из математических курсов и потому будет сложной для него: «Я боялся курсов management accounting (текущий анализ хозяйственной деятельности) и linear programming (линейное программирование). Ничто из того, что я изучал ранее, не имело никакой ценности». Но скоре он узнал, что устрашающие курсы не так трудны, как он себе представлял. Более того, основные курсы оказались полезны для его работы, которой он занимался днем. «Мне особенно помогли курсы, касающиеся бизнес-управления: финансы, маркетинг, те реальные основы бизнеса, которым меня не учили прежде» - делится впечатлением Дэвид. «Студенты, имеющие опыт работы, воспринимают преподавателей как равных себе, а не как учителей. Благодаря этому учеба идет эффективнее» - продолжает он. С другой стороны, студенты без опыта работы часто «просто посещают занятия, выполняют домашние задания и уходят. Не факт, что они извлекут из учебы максимум пользы». Дэвид Карп говорит, что при составлении бизнес-плана для будущей интернет-компании он советовался с несколькими профессорами. Фирма сосредоточит свое внимание на потребностях религиозных организаций. Встречи с профессорами оказались «чрезвычайно полезными и были подобны последнему решающему слову». Создание новой компании явилось причиной того, что Дэвид отложил окончание учебы до зимы 2001 года: «Начиная с февраля, я работаю по 90 часов в неделю» - вздыхает он. По материалам Wall Street Journal. |