06-10-2005 Азиатские бизнес-школы: брэнд определяет качество
Азиатские школы сделали ставку на сотрудничество: от топовых школ новые азиатские программы получают брэнд. Со своей стороны, они предлагают знание уникальных особенностей ведения бизнеса в регионе. От партнерства Запада и Востока выигрывают, в первую очередь, сами студенты. В связи с усилением борьбы за студентов программ уровня Executive Education в Азии, бизнес-школы делают ставку на брэнд и репутацию. Популярность бизнес-школы во многом определяется конкурсом – количеством поданных заявлений на поступление. Известные европейские и американские школы привлекают аппликантов устоявшимися традициями, солидным академическим опытом и количеством успешных в профессиональном плане выпускников, в то время как школы, известные только в своем регионе, привлекательны с точки зрения отличного знания конъюнктуры местных рынков и программами, разработанными для конкретной компании (так называемые customized program). При выборе школы студенты все больше обращают внимание на ее имидж на рынке бизнес-образования. Программы школ, несмотря на то, что формально они все одинаковы, тем не менее по-разному воспринимаются на рынке. Декан азиатского кампуса европейской бизнес-школы INSEAD Гельмут Шутт признает, что брэнд школы играет большое значение. Тем школам, которые смогут это понять, гарантирован стабильный приток студентов и высокий уровень дохода. "Брэнд определяет качество предлагаемых услуг, – говорит Шутт. – Наша школа предлагает самые дорогие программы в сфере бизнес-образования в регионе. Но так же, как есть пятизвездочные отели с их высокими расценками, настолько же велико и качество предлагаемых услуг". Другие школы, как, например, London Business School, используют в качестве привлекающего фактора тесные связи с местными университетами. LBS и Hong Kong University создали совместную программу, студенты которой проходят обучение как в Китае, так и на территории Великобритании. "В этом году мы приняли небольшое количество студентов из Азии, но начиная со следующего года мы будем принимать 50-60 человек из этого региона, – говорит директор программы МВА LBS Джулия Тайлер. – Азия является очень важным для нас рынком, и мы внимательно следим за его развитием". Азиатские школы тоже не стоят на месте, разрабатывая свой план действий по привлечению студентов. Многие школы предлагают специализированные курсы, разработанные с учетом требований компаний, работающих в этом регионе. Яркий пример – China Europe Business School, чьи кампусы расположены в Шанхае, Пекине и Шэньчжэне. Школа предлагает широкий выбор специализированных программа, в том числе и программу, специально разработанную для иностранцев, работающих в Китае. Этот трехдневный курс, стоимость которого составляет $4150, направлен на обучение специфике открытия и ведения своего бизнеса в Китае, а также на обучение юридическим тонкостям и маркетинговым технологиям. Другим примером может служить расположенный в Маниле Asian Institute of Management. Департамент школы, отвечающий за executive education, предлагает такие курсы, как "Human Capital Management in Asia", "Marketing Strategy" и "Managing Family Corporations". Последний был специально разработан для "семейных" компаний, поэтому в рамках курса рассматриваются такие темы, как "conflict management", "family theories" и "management of power transitions". Эксперты по образованию в азиатском регионе уверены, что действия школ в этом направлении дадут импульс к дальнейшему развитию азиатского образования, несмотря на увеличивающуюся конкуренцию со стороны зарубежных коллег. Используя свои уникальные знания особенностей ведения бизнеса в этом регионе, местные школы достигнут полного соответствия своих программ потребностям рынка. Гельмут Шутт считает, что рынок executive education в Азии будет продолжать развиваться, позволяя мирно сосуществовать как местным, так и зарубежным школам. "Я думаю, что мы увидим то же самое, что мы наблюдаем сейчас в юридической сфере, – говорит Шутт. – На этом рынке в регионе работают как очень крупные компании, так и ряд небольших, "камерных" игроков". Шутт прогнозирует, что в конечном итоге останется всего 10 игроков глобального масштаба, работающих в сфере executive education. Другие школы будут вынуждены сформировать своего рода профессионально-академические альянсы, преимущество которых будет заключаться в знании специфики местных рынков. "Дело может дойти даже до того, что они образуют что-то вроде а-ля "Star Alliance", созданного крупнейшими авиакомпаниями, – говорит Шутт. – В этом случае студенты смогут смело поступать в любые школы в различных регионах мира, будучи уверенными в качестве получаемого образования". |