08-10-2005 Как Болонский процесс отразится на программах МВА
В условиях Болонского процесса бизнес-школы стремятся сохранить различие между программами МВА и остальными магистерскими программами в области менеджмента. У наблюдателей и экспертов нет единого мнения по поводу того, как Болонский процесс повлияет на систему европейского бизнес-образования. С одной стороны, доступных для обладателей степени бакалавра программ в области бизнеса и менеджмента станет больше. Это может привести к сокращению числа желающих поступать на программы МВА после нескольких лет работы в бизнесе. Но с другой стороны, создание условий, при которых в Европейских странах выпускники будут выходить на рынок труда после трех лет обучения, то есть скорее, чем это было раньше, может через несколько лет вызвать всплеск интереса к традиционным программам МВА. Мнения представителей европейской системы высшего образования разделились. Нестабильность и противоречия обостряются неоднозначным отношением работодателей к новой структуре и неизбежному росту текучести, который она не может не вызвать. Большинство наблюдателей смотрят на грядущие перемены с оптимизмом. Генеральный директор Европейской организации по развитию менеджмента (European Foundation for Management Development) Эрик Корнуэл уверен, что Болонское соглашение положительно отразится как на МВА, так и на других магистерских программах в целом. Что касается создания общеевропейского института магистратуры, то он повлечет образование новой структуры европейского рынка труда, считает Корнуэл. По его словам, магистры как класс в Европе еще недостаточно оформлены. "Студенты не понимают открытых перед ними возможностей. Болонское соглашение подтолкнет бизнес-школы к тому, чтобы активнее доносить информацию об имеющихся перспективах до потенциальных кандидатов, потому что каждая из них будет стремиться привлечь больше аппликантов на магистерские программы". По мнению Корнуэла, европейские программы МВА должны будут сконцентрироваться на тех аспектах содержания, которые находят отклик в глобальном масштабе. Отвечая мировым стандартам, они смогут привлечь больше слушателей из разных стран мира. Школы стараются сохранить различие между обычными магистерскими программами в области менеджмента и программами МВА. Поэтому присвоение статуса МВА программам, не требующим от аппликантов наличия опыта работы, вызывает у них негодование. Как считает Девид Симс, помощник декана по программам МВА лондонской Cass Business School, для кандидатов с незначительным опытом работы или без опыта работы в сфере управления больше подойдет программа MSC in Management, где слушатели изучают более широкий спектр дисциплин, имеющих отношение к менеджменту. "Программы МВА ставят перед собой совершенно иные задачи, – говорит Симс. – Их главным принципом является обучение на основе опыта. Слушатели МВА учатся на собственном опыте и на опыте своих сокурсников". С этой точкой зрения согласен и Корнуэл из фонда EFMD, официальная позиция которого состоит в поддержании четкого разграничения между содержанием программ МВА и остальных магистерских программ в сфере менеджмента. Магистерские программы, уверен Корнуэл, должны быть в большей степени ориентированы на теорию и дополнительные дисциплины, такие как социология и философия. Программы МВА, напротив, должны максимально четко ориентироваться на суть работы менеджера, обязательно подразумевать наличие у слушателей опыта работы, иметь практическую направленность, развивать навыки принятия решений, а также вспомогательные навыки общения и другие социальные компетенции. Перед бизнес-школами, предлагающими своим аппликантам программы МВА, откроются дополнительные возможности по привлечению слушателей, которые работают в бизнесе после трехлетнего бакалавриата по специальности, не имеющей отношения к бизнесу. Для Великобритании такое положение вещей привычно, но для большинства остальных стран Европы – пока еще нет. Пока неясно, как европейские работодатели отнесутся к тому, чтобы принимать молодых людей на работу после получения диплома бакалавра. По словам Франциско Иниеста, помощника декана испанской Iese Business School, прежде чем доверить своим сотрудникам с дипломом бакалавра те же обязанности, что и выпускникам пятилетних программ высшего образования, руководство компаний обычно предпочитает, чтобы те прошли дополнительные тренинговые курсы или же набрались опыта в процессе работы в компании. Бизнес-школы могут ожидать, что многие из таких сотрудников позже захотят возместить недостаток образования, поступив на программы МВА. Многие ведущие школы допускают, что с развитием Болонского процесса их программы МВА должны будут несколько адаптироваться. В частности это касается учета особенностей кандидатов, уже имеющих дипломы бакалавра и магистра, как, к примеру, в Германии и Польше. Декан программ МВА школы Insead Антонио Фатас уверен, что в целом Болонский процесс приведет к появлению большого числа новых магистерских программ. Хотя верхушка рынка бизнес-образования, считает Фатас, не претерпит серьезных трансформаций, перед ведущими школами откроются новые перспективы в подборе лучших кандидатов из стран, перешедших на двухуровневую систему высшего образования. Мобильность в среде потенциальных студентов станет одним из главных факторов в росте рынка образования и успехе Болонского процесса в целом, считают эксперты. Для программ МВА этот фактор всегда был очень важен. По данным последних исследований голландского Maastricht University, перешедшего три года назад на двухуровневую систему образования, интерес к магистерским программам растет, причем все чаще студенты рассматривают перспективы о получении степени магистра за рубежом. В ходе исследования в мае этого года было опрошено 1200 слушателей бакалаврских программ. Почти 90% участников опроса заявили, что собираются получать в дальнейшем диплом магистра. 25% сообщили, что хотят поехать для этого за рубеж. |