16-10-2005 Успех без сотрудничества невозможен
Существует мнение, что современным руководителям, для того чтобы повысить свою креативность в поиске новых путей развития бизнеса не достает навыков художественного мышления. Превратятся ли программы МВА в магистерские программы в области изящных искусств? Корпоративные рекрутеры вряд ли стали бы советовать будущим руководителям поступать на программы изящных искусств. Но вместе с тем тенденции современности все чаще заставляют руководителей бизнес-школ задуматься об изменениях в традиционном учебном содержании, базирующемся исключительно на курсах по финансам, маркетингу, процессам и стратегии. Но все чаще мы слышим мнения о том, что функциональных знаний, хоть без них и нельзя, для успеха в бизнесе уже недостаточно. Руководители завтрашнего (по сути, уже сегодняшнего) дня ощущают острую нехватку навыков, называемых soft skills и связанных с общением, сотрудничеством и лидерством. Некоторые уверены, что лидерству и другим вспомогательным навыкам научить нельзя. Другие полагают, что в рамках насыщенной учебной программы для этого не найдется времени. Однако становится ясно, что эти навыки слишком важны, чтобы их игнорировать. В процессе восстановления делового климата от последствий корпоративных скандалов и экономического спада последних лет бизнес-школы должны быть уверены, что все их выпускники хорошо подготовлены к решению тех задач, с которыми им придется столкнуться в процессе работы. Для этого в учебном содержании программ МВА должны быть предусмотрены особые моменты, которые помогут слушателям не только понять и осознать свои лучшие качества, но и получить инструменты и методики для их использования. Так будущие лидеры смогут заставить людей идти за собой. Кроме того, сама атмосфера обучения в бизнес-школе должна содействовать осознанию того, что сотрудничество является не просто важным фактором достижения успеха, но его неотъемлемой составляющей. В прошлом году руководство бизнес-школы при University of Washington впервые решило внести в свою программу изменения для создания системы, в которой слушатели могли бы развивать свои навыки soft skills. Все слушатели дневных программ МВА University of Washington теперь проходят процедуры тестирования и оценки, принимают участие в мастер-классах и работают индивидуально с консультантами. Они стремятся понять свои сильные и слабые стороны в лидерстве и общении, чтобы работать над недостаточно развитыми аспектами этих навыков. В конце прошлого учебного года команды слушателей МВА работали над сложным кейсом. Их задачей было проанализировать деятельность Weyerhaeuser Co. и прийти к заключению, стоит ли этой компании проводить инвестиции в посадку лесов в Южной Америке, чтобы получить дополнительные "углеродные баллы" для их последующей продажи. Решение кейса требовало от слушателей основательных знаний в области финансов, статистики, маркетинга и всех других дисциплин, которые они изучали в течение года. Но, как признали через несколько дней многие студенты, во время презентации своих решений, не менее важными для них оказались и вспомогательные навыки – soft skills. Именно эти вспомогательные навыки позволили каждому из слушателей МВА успешно сотрудничать со своими товарищами по команде, выступая, когда необходимо, в роли лидера, и подготовить в результате интересный и убедительный доклад. Если руководители бизнес-школ создадут все условия для развития у своих слушателей необходимых вспомогательных навыков, выпускникам МВА будет проще решать сложные задачи в бизнесе. Они смогут прибегнуть к самоанализу, принимая сложные, но мудрые решения. Ведь именно этого так не доставало лидерам скандально известных компаний вроде Enron и WorldCom. |