21-10-2005 Бизнес-образование и карьерный рост
Успешная карьера сегодня невозможна без хорошего образования. Причем, для того, чтобы претендовать на солидную позицию, одного высшего бывает уже недостаточно: желательно иметь два, предпочтительно разноплановых, но взаимодополняющих друг друга. Например, одно в области производства, другое – экономическое. И совсем хорошо, если претендент на высокий пост сумеет похвастаться дипломом МВА (Master of Business Administration). МВА – дополнительное образование в области администрирования. Придумали его в США, где подобные программы существуют уже свыше 100 лет. В России им немногим более 10, а официально бизнес-образование и было признано всего 5 лет назад. В отличие от вузов, готовящих специалистов в какой-то конкретной, довольно узкой области, и курсов, повышающих уровень работника в рамках привычной ему отрасли, МВА выпускают руководителей, способных управлять любым предприятием или организацией – от коммерческого банка до промышленной фабрики. Программы МВА рассчитаны в первую очередь на тех, кто уже имеет хотя бы небольшой рабочий стаж, не обязательно в должности менеджера, хотя наиболее эффективным этот диплом окажется все же для специалистов, обладающих реальным опытом управленческой работы. МВА – очередная, а не первая ступенька в карьере менеджера. В Европе, например, вообще не имеют право использовать эту аббревиатуру организации, которые дают старт карьеры молодого человека, то есть диплом о высшем образовании. Правда, если говорить о той же Европе и Америке, несколько лет назад интерес к питомцам бизнес-школ заметно упал из-за их дороговизны (выпускник Гарвардской школы бизнеса, например, сразу же увеличивает уровень своей зарплаты как минимум вдвое), далеко не всегда оправданной. Но сейчас спрос на специалистов со степенью МВА переживает ренессанс. По данным западных исследователей, активность компаний по их найму в текущем году увеличилась на 25%. По прогнозам работодателей, в 2005 г. они возьмут на работу на 24,9% больше выпускников бизнес-школ, чем в 2004 году. Еще выше данный показатель среди компаний, работающих в сфере промышленности, – они готовы трудоустроить на 29% больше выпускников программ МВА, чем в предыдущем году. Справедливости ради надо отметить, что и сами выпускники школ бизнеса поумерили свои амбиции и аппетиты. Так, по данным исследования компании Begin Group, многие граждане, получившие степень МВА, уже не ждут мгновенного карьерного роста после окончания учебы. Менее актуальной стала и другая проблема, волнующая потенциальных работодателей. Они считают, что выпускники МВА в большей степени склонны к смене работы, чем другие сотрудники. Однако исследование показало, что "дипломированные управленцы" все чаще сохраняют лояльность к компаниям, где они работали. Если в 2004 г. 50% слушателей бизнес-школ намеревались сменить место работы после получения диплома, то в 2005 г. их доля составила 38%. При этом 46% собираются сохранить прежний профиль деятельности, в то время как в прошлом году таких насчиталось лишь 37%. Впрочем, основные цели поступления на программу MBA остались неизменны: приобретение новых знаний (72%), систематизация уже имеющихся (52%), а также развитие карьеры (55%). Однако за последний год для абитуриентов MBA существенно возросла важность "возможности приобретения полезных связей". Этот критерий указали 45% респондентов – на 9% больше, чем год назад. Среди факторов, влияющих на выбор бизнес-школы, продолжают лидировать состав преподавателей, а также имя и репутация школы. При этом снизилась значимость стоимости обучения, зато при выборе программы слушатели и абитуриенты MBA стали более разборчивы. Из пожеланий к организации учебного процесса 65% слушателей отмечают более тесную связь обучения с практикой, 23% – большее внимание к проблемам бизнеса, 9% – знания в отдельных предметных областях. Рынок бизнес-образования развивается и в других странах бывшего СССР. Например, в Украине функционирует порядка 10 бизнес-школ, большинство из которых возникли лишь в начале этого века. Однако пока они носят неофициальный характер – вопросы получения государственной аккредитации находятся на ранней стадии решения. Примечательно, что рабочий язык обучения в украинских бизнес-школах – русский, а 60% слушателей не собираются после получения MBA оставаться на родине. При этом каждый четвертый планирует после окончания учебы попытать счастья в России. |