20-12-2001 Учатся все - от студента до профессора
Таковы правила на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, которому в эти декабрьские дни исполняется 60 лет. Завтра и послезавтра в Московском университете пройдут юбилейные торжества, а сегодня мы предоставляем слово декану факультета, профессору Василию КОЛЕСОВУ: - Василий Петрович, сегодня учиться на экономиста можно едва ли не в каждом вузе, как вы относитесь к такому соперничеству? - Действительно, сегодня экономистов готовят около тысячи вузов, филиалов, факультетов. Это связано как с растущим спросом, так и c просчетами Минобразования, которое нередко дает лицензию на обучение вузам, не имеющим на то ни кадровых, ни материальных, ни каких бы то ни было иных ресурсов. Какое уж тут соперничество? Есть считанное число достаточно хорошо известных в стране вузов, к выпускникам которых - экономистам, финансистам, управленцам - неизменно обращено внимание работодателя. Экономический факультет МГУ в их числе. Мы не готовим специалистов узкого профиля, здесь, если хотите, обучается будущая элита сообщества экономистов, потому что знания наших выпускников опираются на фундаментальную базу, отличаются глубиной, историзмом, они не сиюминутные, не подвержены конъюнктуре. Диплом экономического факультета МГУ обеспечивает ту прочную основу, которая позволяет и в дальнейшем работать над собой, расширять квалификацию, а значит - всегда быть востребованным на рынке труда. Именно так мы понимаем миссию нашего факультета в структуре экономического образования и стараемся следовать ей... - В "Справочнике студента", изданном у вас, упоминается монография профессора Московского университета Ивана Андреевича Третьякова "О причинах изобилия и медленного обогащения государств", написанная еще в 1772 году. Выходит, корни экономического образования в МГУ глубже, чем можно судить по юбилейной дате? - Они гораздо глубже! Но именно с создания факультета в декабре 1941 года начинается отсчет системного экономического профессионального образования в МГУ. Обратите внимание на дату! Этот шаг был сделан в очень трудное для страны время и носил скорее символический характер: в те суровые дни создание факультета должно было подкрепить оптимизм людей и их надежду на лучшее послевоенное устройство. Все начиналось с 28 студентов и 6 преподавателей, по сегодняшним меркам - скромная кафедра. Да факультет и состоял тогда лишь из одной кафедры политической экономии. - А сегодня? - А сегодня в его составе 21 кафедра, 9 исследовательских и 5 учебно-вспомогательных лабораторий, за шесть десятилетий факультет подготовил свыше 10 тысяч выпускников, нынче ежегодно зачисляем более 1000 человек, работают около 350 преподавателей, а вместе с совместителями и почасовиками - не менее 800. - Но изменилась не только статистика... - Разумеется. Каждый период развития факультета неизбежно несет отпечаток своего времени. Но даже в годы самого жесткого идеологического давления экономическая наука в университете искала пути развития, настоящим прорывом на этом фоне можно считать формирование ее новой ветви - экономико-математических методов анализа экономики. Это было во времена "хрущевской оттепели", а уже последующие годы, позже названные "периодом застоя", поражают обилием событий в экономической науке и на факультете, который в эти десятилетия отнюдь не стоял на месте. Со второй половины 1980-х начались активные поиски путей обновления содержания экономического образования в университете, а последнее десятилетие, наверное, можно назвать самым динамичным во всей истории факультета. За эти годы в учебный процесс прочно вписались новые дисциплины и курсы, ранее известные лишь "критикам буржуазной мысли", такие, например, как институциональная экономика, международная экономика, "Теория фирмы", "Теория отраслевых рынков", микроэкономика, макроэкономика... Ничего подобного не преподавали раньше на нашем факультете, да и традиционные дисциплины, будь то статистика или бухгалтерский учет оказались наполнены новым содержанием. - При том, что преподаватели все те же? - К чести факультетской профессуры надо сказать, что она довольно быстро адаптировалась. Преподаватели сели за парты, многие побывали на стажировке в крупнейших западных университетах. В ближайшие 1,5 года в рамках инновационного проекта, который мы осуществляем с Мировым банком, планируется еще примерно 110 подобных командировок. Таким образом, вряд ли можно говорить, что наши преподаватели не изменились, и свидетельство тому - диссертации, которые защищаются на факультете, монографии и учебники, научные конференции по ключевым проблемам экономики, количество грантов, завоеванных в различных конкурсах... Но не только это помогает формировать облик экономиста нового типа. Еще весной 1991 года мы начали осуществлять переход к двухступенчатой системе подготовки, и сегодня у нас наработан уникальный опыт развития бакалаврских и магистерских программ, позволяющих вести обучение более гибко, давать выпускникам широкопрофильную подготовку. Ежегодно на магистерском цикле у нас обучаются более 600 человек, свыше тысячи уже получили диплом магистра. Сегодня программа бакалавра насчитывает около полусотни обязательных дисциплин и более полутораста - по выбору. Столько же вобрали в себя магистерские программы. Никогда в предшествующие десятилетия не было такого взрывного прироста дисциплин и такого их обновления! Приложение к диплому сегодняшнего выпускника разительно отличается от того, что было десять и даже восемь лет назад. А каталоги учебных программ на сегодня, безусловно, лучшие в сфере экономического образования в России, практически ставят факультет в один ряд с лучшими зарубежными экономическими вузами. - Что еще выделяет ваш факультет? - Сегодня обновление знаний неразрывно связано с новыми информационными технологиями, и факультет постоянно уделяет внимание технической оснащенности учебного процесса. Так, факультетский сайт - это не просто источник информации, но и инструмент интерактивного общения студентов и преподавателей. Шесть ранее разрозненных компьютерных классов объединены в единую сеть, имеющую через общеуниверситетский сервер доступ в Интернет, что позволяет использовать не только собственные информационные ресурсы, но и работать с оперативной экономической информацией. Создание образовательных сайтов, формирование электронной библиотеки позволяют говорить о развитии дистанционного обучения. Его возможности будем активно использовать для второго и дополнительного образования, а у нас немало таких программ, представляющих немалый интерес для самой широкой аудитории. - То есть факультет готов обучать не только студентов и аспирантов. Считаете, спрос на экономистов будет расти? - Я не боюсь за своих выпускников, они никогда не остаются безработными. Несмотря на то, что подготовка экономистов в России идет хаотично, перепроизводство им вряд ли грозит. Во всем мире экономисты и управленцы составляют примерно 25 процентов общеуниверситетского выпуска, у нас во времена СССР было 7 процентов, сейчас примерно 15 - 17. Выходит, все равно отстаем, другое дело, что наша экономика пока, наверное, не готова принять больше. Профессия экономиста еще долго будет набирать обороты и оставаться притягательной для очень большого числа людей. - То есть конкурс на ваш факультет возрастет? - Он у нас и так достаточно большой - 5 человек на место. Была бы возможность, зачисляли бы всех. Согласитесь, когда четверо из пяти терпят неудачу, это обидно. - Так говорят и сторонники единого экзамена, утверждая, что он-то никого не обидит, все будет просто замечательно. - Тот, кто называет такую проверку знаний более справедливой, или недопонимает проблему, или просто лукавит. Ну хорошо, придут к нам, допустим, с высшими баллами все те же 5 человек на место, и что с ними делать? Всех принять нет возможности, выходит, опять отбирать одного из пяти, т.е. проводить экзамен? Но единый экзамен не годится и по другой причине - чисто технической. Как провести его в условиях наших часовых поясов? Не говоря уже о том, что подростков начнут натаскивать на сдачу тестов, содержательное, развивающее образование уйдет в сторону. Ну а если еще и привязать к итогам единого экзамена так называемые ГИФО, вот уж действительно придем к расцвету коррупции, о которой так много говорят сторонники предлагаемых новшеств. - Вы не верите в ГИФО? - А вы верите? Давайте расшифруем аббревиатуру: государственные именные финансовые обязательства. Как государство выполняет свои обязательства, мы знаем. А они еще могут быть подвержены инфляции, обесцениваться... Идея ГИФО, или образовательных ваучеров, позаимствована в США. Но поставлена с ног на голову: там она предлагается для средней школы и в целях привлечения дополнительных средств, а у нас - для вузов. Между тем университетское образование - это не общественное благо, как школа, это инвестиции в человека. С ваучерами никак не совместимо... - Тогда вернемся к юбилею. С чем его встречает факультет? - Во-первых, мы обновили свой сайт. Во-вторых, подготовили к юбилею ряд книг, в том числе - об истории факультета, о его преподавателях, деканах. Будет юбилейная статья в ежегоднике МГУ, пишем том, посвященный экономическому факультету, для общеуниверситетской энциклопедии. А еще мечтаем о новом здании. - Будете строиться? - Факультет давно перерос те неполных два этажа, которыми он располагает. Площадь рассчитывалась, когда принимали в год 200 человек. Сегодня набор вырос в четыре раза, количество кафедр и лабораторий почти удвоилось, а часть комнат пришлось отдать под компьютерные классы, административные помещения. В коридорах во время перемены толкотня, как на вокзале, занятия в три смены, преподаватель, бывает, консультирует у подоконника. Это ненормальные условия - ненормально, если у профессора нет кабинета... Думали-думали и заказали на свои деньги проект, он прошел все согласования, всем нравится. Но построиться сами не сможем, нужна помощь. Вот ищем варианты. - Рассчитываете на выпускников? - Знаете, мне известен случай, когда благодарные выпускники сложились и построили своей alma mater удивительно красивое здание. Я видел его в Сантьяго, меня оно просто потрясло. - Считаете, у нас такое невозможно? - Не знаю. Идея красивая, конечно. Но менее фантастически выглядит кредит на реальных условиях. Мы дали подробную информацию в журнале "Инвестиционные проекты". Посмотрим, какие будут предложения... (Егикова В.) Источник: Московская правда |