01-11-2005 Потребности малого бизнеса в бизнес-образовании растут
Наиболее актуальными проблемами российского бизнес-образования являются недостаток высококвалифицированных кадров, интеграция в мировую систему бизнес-образования, повышение качества обучения. Потребности малого и среднего бизнеса в бизнес-образовании с каждым годом растут, что говорит о большом потенциале отрасли. Об этом говорилось в конце минувшей недели в ИТАР-ТАСС на пресс-конференции, посвященной 15-летию Российской Ассоциации бизнес-образования. В ходе пресс-конференции выступили президент РАБО, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Леонид Евенко и ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Алла Грязнова. Свое выступление Леонид Евенко начал со слов, что российская система бизнес-образования является частью мирового образовательного сообщества. РАБО, по его словам, – это негосударственная некоммерческая организация лидеров бизнес-образования, включающая 118 членов. В качестве ее главных достижений ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ назвал тот факт, что в 1999 г. был разработан российский стандарт программы MBA и получено государственное признание программы «Мастер делового администрирования». В настоящее время 57 бизнес-школ имеют лицензии на образовательные программы MBA. Кроме того, с 1996 г. РАБО совместно с Национальным Фондом подготовки кадров (НФПК) проводятся Всероссийские ежегодные конкурсы учебных программ в области менеджмента, маркетинга, управления человеческими ресурсами, информационных технологий и экономики, а также организуются более 50 международных и национальных научно-практических конференций. Алла Грязнова в своем выступлении выразила мнение, что такие саморегулирующиеся организации как РАБО формируют гражданское общество. По ее словам, российское бизнес-образование в первую очередь ориентируется на среднее и высшее звено управленческих кадров отечественного бизнеса. В то же время разнообразие систем обучения позволяет подобрать программу или семинар-тренинг фактически для кадров любого уровня бизнеса. Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», с какими проблемами сталкивается отечественная система бизнес-образования, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ отметил, что основная сложность – проблема развития сферы бизнес-образования. «Вопросы качества также являются приоритетными», - уточнил он. По словам Л. Евенко, в настоящее время российская система бизнес-образования приспосабливается к реалиям отечественного бизнеса. Например, не каждый преподаватель может прийти в аудиторию к финансовым директорам или маркетологам. Кроме того, отрасли не хватает финансовых ресурсов для развития, также имеются определенные сложности с интеграцией в мировое образовательное сообщество. «Но это не проблемы кризиса, а проблемы роста», - подчеркнул ректор. Зав. кафедрой Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Абел Аганбегян, выступая, отметил, что в настоящее время российская система бизнес-образования пока не получила достаточного международного признания. В частности, она не входит в ряд ведущих ассоциаций, также нет взаимного признания дипломов. «Около 10% российских дипломов получают аккредитацию в зарубежных бизнес-школах, - подчеркнул он. – Остальные 90% не хуже по качеству, но их необходимо подтверждать». В качестве второй основной проблемы российской системы бизнес-образования Абел Аганбегян назвал неразвитость российской экономики. «Образовательная система отражает нашу действительность», - пояснил он. Например, неразвитость рынка капитала приводит к сложностям в подготовке специалистов в этой области. «Но мы должны готовить кадры, ориентируясь не только на сегодняшний день», - считает он. По его словам, в системе бизнес-образования не хватает "преподавателей из бизнеса". Несмотря на то, что представители бизнеса читают лекции в бизнес-школах, они не являются профессиональными преподавателями. «Нет пока перелива кадров», - подытожил А. Аганбегян. Говоря о проблеме качества, он отметил, что хорошие российские бизнес-школы не уступают средним зарубежным. Школ уровня Гарварда или Стенфорда у нас нет, заявил он, подчеркнув, что российская система бизнес-образования в большей степени ориентированна на людей, уже имеющих практический опыт ведения бизнеса или управленческой деятельности, в то время как западные школы работают с выпускниками высших школ. В заключение А. Аганбегян затронул проблему «утечки мозгов», сообщив, что из российских выпускников в настоящее время уезжают около 20%. Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», в какой степени российская система бизнес-образования ориентированна на малый и средний бизнес, Л. Евенко сообщил, что в настоящее время предложение превышает спрос, несмотря на то, что малый и средний бизнес нуждается в повышении образовательного уровня кадров. «Малый бизнес бедный, - заявил ректор. – Он идет на корпоративные программы, а не на более длительное обучение». По его словам, существовавший при Академии Центр малого и среднего предпринимательства был закрыт по причине систематической нерентабельности. «Большая проблема – неподготовленность преподавателей, – пояснил он. - Знания, необходимые представителям малого и среднего бизнеса, очень специфичны». Мнение о «бедном малом бизнесе» разделили не все участники пресс-конференции. А. Грязнова выразила мнение, что потребность в бизнес-обучении для малого и среднего бизнеса высока. Она отметила, что за последнее время в Академии на ряд программ для малого и среднего предпринимательства конкурс вырос в три раза, достигнув уровня 7 человек на место. В свою очередь ректор Института экономики и финансов «Синергия» Михаил Иоффе сообщил, что в «Синергии» ежегодно обучаются до 1500 представителей малого и среднего бизнеса. В заключение Л. Евенко затронул тему участия государства в развитии системы российского бизнес-образования, в частности, создания государственных школ-бизнеса. Тот факт, что в России ежегодно на душу населения на бизнес-образование тратится $1,5, в то время как в развитых странах $200, по его оценке, говорит о большом потенциале, которым обладает образовательная отрасль. Ректор выразил мнение, что позитивно рассматривает возможность конкуренции на рынке. При этом, пояснил он, обострение конкурентной ситуации на рынке может привести к повышению цен. В частности, он указал на возможность роста цен в ближайшее время с $12-15 тыс. за двухгодичное обучение до $30 тыс. |