28-12-2001 Как блестяще пройти интервью при поступлении в бизнес-школу
До того, как вас примут в бизнес-школу, вам придется преодолеть целый ряд трудностей. Самым стрессовым моментом для многих абитуриентов является интервью. Обычно интервью длится 30-60 минут, за это время интервьюер должен оценить кандидата по тем параметрам, которые не проявляются на бумаге - в пакете документов. «Мы используем интервью, чтобы лучше понять личность абитуриента, дополняя тот образ, который создается после прочтения application» – говорит Мэри Сприн, директор приемной комиссии и отдела финансовой помощи Henry B. Tippie College of Business (University of Iowa). Каждая школа ведет интервью по-своему. В бизнес-школе Стэнфордского университета почти не практикуют интервью, а в школе Kellogg (Northwestern University) проводят интервью почти со всеми абитуриентами. Остальные бизнес-школы придерживаются золотой середины, хотя у всех своя политика проведения интервью, свой стиль и техника. Но даже в одной школе тактика может варьироваться в зависимости от того, кто проводит интервью. Значимость интервью в процессе приема также определяется конкретной школой. Поэтому лучший способ произвести благоприятное впечатление на приемную комиссию – составить план интервью заранее, тщательно подготовиться, учитывая советы «что надо делать и чего желательно избегать». Хотя большинство интервью проходят при личной встрече в кампусе или в вашем родном городе, есть и другой вариант – телефонное интервью. «Многие кандидаты просто не могут приехать в кампус. В таких случаях мы обычно просматриваем резюме и application и, если чувствуем, что абитуриент соответствует нашим объективным критериям, то можем провести интервью по телефону или вне кампуса» – рассказывает Мэри Сприн. Три типа интервьюеров. Начнем с того, что ознакомимся с типами интервьюеров еще до встречи с ними и попробуем узнать их роли. «Обычно интервьюер подходит под одну или более характеристик» – считает Салли Ланнин, руководитель консалтинговой фирмы MBA Strategies (подготовка кандидатов, желающих получить степень МВА в лучших школах). Первый тип – «эксперт по оценке», тот, кто порекомендует приемной комиссии, принять вас или нет. Второй тип – «специалист по маркетингу», тот, кто в первую очередь, постарается продать вам программу МВА, школу, отдел трудоустройства, город, регион. Когда школы только начали проводить интервью, роль интервьюера заключалась в основном в продвижении программы МВА. Третий тип – «советник», тот, кто предоставляет информацию о программе, школе, процессе поступления. В зависимости от школы интервью может проводить член приемной комиссии, нынешний студент, недавний выпускник или бывший выпускник, находящийся на вершине своей карьеры. Гарвард обычно готовит для интервью студентов, выпускников, поэтому, увидев кого-то из них в качестве интервьюера, не думайте, что приемная комиссия вас игнорирует. Важные аспекты подготовки. Готовьтесь к интервью, принимая во внимание следующие советы: «Познакомьтесь с самим собой» Просмотрите свое резюме и задайте себе вопрос: «Почему я решил заниматься именно этим?» Спросите себя «зачем, почему» о каждой смене профессиональной деятельности, места работы. Умейте четко сформулировать, каким влиянием вы пользовались в компании или учебном заведении. Например, вы должны уметь объяснить, почему выбрали тот или иной колледж/институт, какой опыт там приобрели, какой вклад внесли в жизнь учебного заведения. Оценивая ваш профессиональный опыт, интервьюер может спросить, почему вы ушли из одной фирмы в другую, какое влияние вы оказывали на деятельность фирмы. Вас не спросят, куда вы пошли работать после того, как покинули компанию Х. Это можно узнать из резюме. Вам скорее зададут такой вопрос: «Почему вы решили пойти в Morgan Stanley Dean Witter & Co., оставив работу в Donaldson, Lufkin & Jenrette?» В университете Iowa абитуриентов могут попросить «привести пример, когда вы играли роль преуспевающего лидера». Излюбленной темой также является обсуждение работы в команде. «Иногда я спрашиваю кандидатов о достижениях, которыми они гордятся или тех качествах, которыми должен обладать лидер» – говорит Мэри Сприн. «Собирайте информацию о школе и ее программе МВА». Вы должны быть информированы о самой школе, программе МВА, и о том, почему вас привлекает эта школа. Возможно, вы захотите съездить в кампус, посетить занятия, поприсутствовать на собраниях, чтобы лучше узнать о жизни в школе, понять, подходит ли вам эта школа. «Мы всячески приветствуем стремление абитуриентов посетить кампус, - говорит Мишель Якобсон, руководитель магистерских программ в Fisher College of Business (Ohio State University). Мы хотим, чтобы кандидаты хорошо представляли себе, где будут учиться, если мы их зачислим». Приехав в Ohio State University, абитуриенты осматривают кампус, посещают занятия, затем идут на интервью, которое проводят сотрудник школы и студент. После интервью предусмотрен ланч с группой студентов. «Еще раз прочитайте вопросы эссе из application». То, что вы будете говорить на интервью, не должно противоречить тому, что вы написали в своем пакете документов. Вам могут задать абсолютно те же вопросы, что и в эссе. Но помните, что у каждой школы свои вопросы эссе. По словам Сприн она обычно задает вопросы на основные темы: «Сначала я даю легкий вопрос, например, почему вы интересуетесь программой МВА и почему выбрали нашу школу. Затем я перехожу к вопросам наподобие такого: «Чьими лидерскими качествами вы восхищаетесь и почему». «Тренируйтесь отвечать на вопросы». Попробуйте вслух ответить на вопросы эссе и порассуждать на другие темы, которые могут быть затронуты на интервью. Вам будет полезно послушать себя, а не просто представлять, что вы скажете. Компания MBA Strategies дает клиентам список реальных вопросов разных школ. Один кандидат рассказывал, что практика ответов на вопросы помогла ему успешно пройти интервью и быть принятым в школу Kellogg. «Спрашивайте у школ, какие вопросы они задают». У представителей школ можно заранее узнать, какие вопросы они обычно задают на интервью. Эта информация не является секретной, и школы охотно ею делятся. Мэри Сприн советует: «Если вы не находите нигде сведений об интервью, то можете позвонить нам и спросить все, что вас интересует. Мы хотим, чтобы абитуриенты были подготовленными, подумали, как следует над вопросами». «Соответствующая одежда». На интервью в бизнес-школе полагается надеть деловой костюм. Как оцениваются ответы? В Iowa University придают большое значение навыкам общения. «Когда мы спрашиваем у абитуриентов об их представлениях о карьере, то хотим увидеть, что они серьезно размышляли о карьере и сознают, что все может измениться, если их примут в бизнес-школу» - рассказывает Сприн. В Ohio State University интервьюер интересуется, насколько подготовлен абитуриент, сколько времени он потратил на сбор информации. Кандидат должен ясно отвечать на вопросы. Абитуриентов могут спросить, почему их привлекает данная школа, зачем им степень МВА. Нечленораздельные ответы портят имидж абитуриента. «Если человек говорит о маленьком размере класса в нашей школе, о создании команды, наставнических программах, преподавательском составе или еще о чем-то, что ему особенно нравится, то мы понимаем, что он хорошо подготовился» - считает Мишель Якобсон. «Мы придаем колоссальное значение работе в команде, и абитуриентам следует об этом знать. Они могут рассказать о ситуациях, когда участвовали в формировании команд» - добавляет Якобсон. Школа также ценит лидерские качества кандидатов. Вспомните, что «из вашего прошлого характеризует вас как лидера группы, способного решать конфликты». Будьте готовы привести конкретные примеры из жизни. Если у вас нет большого опыта работы, обсудите свой вклад в деятельность какой-либо организации, где вы были, например, волонтером. Молчание – Не золото Иногда интервью проходят очень быстро, так как абитуриенту нечего сказать. По мнению Мэри Сприн это проявление плохой подготовки: «Бывает, через 10 минут не о чем говорить, у кандидата мало вопросов или они совсем неподходящие для интервью». Благоприятное впечатление производит тот, кто приходит «во всеоружии», с запасом вопросов. «Недавно один абитуриент спрашивал нас обо всем, начиная от трудоустройства в разных регионах, типах компаний, и заканчивая средним результатом теста GMAT у наших студентов, а также о работодателях, рекрутерах. Он точно знал, что ищет, поэтому обдумал вопросы, которые будет задавать» - продолжает Сприн. «Когда абитуриент задает нам вопросы, мы узнаем, что его интересует, поэтому нам легче вести с ним интервью. Мы можем рассказать ему о тех областях, о которых он спрашивает». Мишель Якобсон тоже любит, когда абитуриент задает вопросы. «Спрашивайте о том, что относится к учебе в данной школе, например, об учебной нагрузке, расписании, учебном плане, недавних изменениях. Не спрашивайте о том, о чем можно прочитать в каталоге школы или на сайте». «Интервью дает возможность показать школе, что вы о ней знаете, и понимаете, почему она подходит лично вам, как она поможет вам достичь своих целей» - говорит Салли Ланнин. Не забывайте, что каждый человек, которого вы встречаете в бизнес-школе, потенциальный «оценщик». Одному кандидату отказали в приеме после того, как он рассказал неуместную шутку студентке, с которой обедал в кампусе. Мэри Сприн комментирует дело так: «Все, с кем вы разговариваете в кампусе, могут доложить о вас приемной комиссии. Поэтому не стоит выходить за рамки общепринятых норм». Некоторые школы пытаются оценить, каким станет кандидат через 2 года, как его воспримут рекрутеры. Если вы не понравились приемной комиссии, то можете не понравиться и рекрутерам. «Интервью – это прекрасный шанс оценить кандидата с точки зрения рекрутеров. Интервью при приеме в бизнес-школу похоже на собеседование с работодателем» - завершает свою мысль Салли Ланнин. По материалам Wall Street Journal. |