10-11-2005 Успешных профессионалов нужно готовить с ясельного возраста
Если вы хотите, чтобы ваши дети нашли свое место на рынке труда через два десятка лет, прививать им необходимые качества нужно уже сегодня. От людей XXI века потребуется способность анализировать и умение общаться. Воспитанникам детского сада и школы Grange, что в английском Дербишире, вкус к жизни в мире корпораций прививают еще до того, как они толком освоили горшок. Едва достигнув трехлетнего возраста, все 400 детей принимают участие в управлении вымышленным городом Грэнджтауном. В нем есть все атрибуты настоящего поселения: кафе, музей, радиостанция, телевидение и магазин. “Это совершенно новая и необычная для Великобритании школьная программа, — рассказывает Ричард Джервер, директор школы Grange. — Мы создали ее, чтобы привить детям навыки, необходимые работникам XXI века. Мы считаем, что наиболее востребованными будут два качества: умение общаться и гибкость мышления”. В России пока мало кто задумывается о воспитании людей, которым предстоит делать бизнес и карьеру в XXI в. Правда, случаи, когда малышам вместе с молочной смесью дают экономические знания, есть. “С 1996 г. мы пользуемся программой "Дошкольник и… экономика", разработанной Анной Штатовой с кафедры дошкольной педагогики Московского института открытого образования”, — рассказывает Елена Душакова, старший воспитатель детского сада № 1439. Программа знакомит детей с такими понятиями, как труд, деньги, продукт, и делится на четыре блока: труд — продукт, реклама, деньги, полезные навыки и привычки в быту. Занятия проходят в игровой форме. Помимо этого детям рассказывают о профессиях менеджера, банкира, финансиста и читают книгу Эдуарда Успенского “Бизнес крокодила Гены”. “Мы воспитываем в детях экономность, бережливость, расчетливость, а также умение самостоятельно мыслить и принимать самостоятельные решения”, — говорит Душакова. “Если ребенком вы не научились работать в команде, то не научитесь этому и повзрослев”, — размышляет Джефф Дженнингс, директор центра развития компании BMW в Британии. Джефф недоволен тем, что нынешние школы лишь фаршируют учеников информацией, но не воспитывают предпринимателей. Светлана Климова, ведущий научный сотрудник института социологии Российской академии наук, полагает, что работник XXI века должен будет уметь самостоятельно принимать решения и гибко подходить к организации рабочего процесса. Эти качества станут стратегически важными для развития бизнеса. Кроме того, высоко будет цениться умение общаться с людьми и вести переговоры. По словам Климовой, российская экономика пока развивается неравномерно. “В некоторых областях, например в космической промышленности, интеллектуальный труд занимает очень важное место, а в более слаборазвитых отраслях, например в сельском хозяйстве, пока слишком велика доля физического труда. Вместе с тем Россия идет по тому же пути, что и западные страны, и с каждым годом интеллектуальный труд начинает играть все большую роль в российской экономике. Быстро растет в России и сектор услуг. Поэтому растет потребность в сотрудниках, умеющих грамотно общаться и продвигать свой продукт на рынке”, — полагает она. Как утверждают американские академики Фрэнк Леви и Ричард Мурэйн в своей книге “Новое разделение труда”, деятельность, основанная на простой логике, все чаще выполняется компьютером. Самыми востребованными в будущем, по утверждению авторов, будут два навыка: экспертное мышление (решение проблем и моделирование ситуаций) и комплексные коммуникации (человеческое взаимодействие, включающее убеждение, сотрудничество и переговоры). Внедрение информационных технологий на предприятиях и в офисах привело к тому, что все больше людей работают в сфере межличностных коммуникаций и выполняют сложную умственную работу. По вине высоких технологий малообразованным людям остается все меньше места на рынке труда. По мнению Ольги Чернышевой, психолога кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ, в XXI в. доля интеллектуального труда будет неуклонно расти. “По подсчетам, производственные профессии, требующие технических навыков, будут составлять 5-6% от всего рынка труда, а на сектор обслуживания будет приходиться 40%”, — утверждает она. Самыми востребованными качествами менеджеров будут стратегическое и тактико-оперативное мышление, что предполагает умение мыслить глобальными категориями, самостоятельно принимать решения, контролировать, планировать, общаться и грамотно вести переговоры. |