07-01-2002 Что может предложить нам бизнес-образование в условиях экономического спада?
Глобализация сильно повлияла на бизнес-школы. В то время как выпускники Indian Institute of Management решают, что предпочесть: организовать новую компанию на родине или пойти работать в многонациональную фирму, американские абитуриенты стремятся в европейские школы в надежде, что их резюме произведут неизгладимое впечатление на приемную комиссию. Изменения, происходящие в глобальной экономике, такие как нынешний экономический спад, оказывают влияние как на бизнес-школы, так и на студентов. Ухудшение экономической ситуации принесло студентам МВА много плохих новостей, особенно учитывая то, что основная часть выпускников шла в банковское дело и консалтинг – две области, которые сейчас заметно сократили «объемы» рекрутинга. Но в самих школах все не так уж плохо: у них сейчас гораздо больше абитуриентов, из которых можно выбирать лучших. Более того, после ухудшения возможностей сделать карьеру в сфере dotcom, идея о том, что можно разбогатеть через 2-3 года после окончания института/университета уже не выглядит правдоподобной. Поэтому студентам имеет смысл добавить в список своих квалификаций строчку о получении диплома МВА. Неужели степень МВА приобретает больший вес в период экономического спада? Некоторые утверждают, что наличие МВА не столь важно, причем в любой экономической ситуации. Генри Минцберг, профессор бизнес-школы McGill говорит, что нынешнее обучение менеджменту дает слишком «размытые» и поверхностные знания, поэтому ничуть не пригодится в реальной жизни. Для школ, находящихся под крышей университетов, всегда опасно чрезмерное увлечение такими предметами, как электронная коммерция. Ничуть не лучше обратная ситуация, когда школа никак не реагирует на происходящие изменения и появление новых дисциплин. Американское бизнес-образование практически не менялось с 50 годов ХХ века. В то время как европейские и азиатские школы вносили в обучение свои вариации, американцы оставались верными «кейсам», лекциям и обязательным курсам – эти три кита –главные модели преподавания. «Полезность» программы МВА, да и других университетских программ, очень сложно определить. Абитуриенты смотрят на начальные оклады выпускников или на процент трудоустроенных к моменту окончания бизнес-школы: цифры говорят о репутации школы убедительнее, чем успехи бывших студентов в качестве менеджеров. Знаменитые выпускники играют важную роль в определении репутации школы, но даже та школа, которая выпустила огромное количество будущих CEO, не обязательно будет от этого лучше. Мистер Минцберг обращает внимание на то, что в списке бывших выпускников Гарварда есть Франк Лоренцо, руководитель обанкротившейся компании Eastern Airlines, и Даг Ивестер, уволенный из фирмы Coca-Cola. Громкие имена еще не говорят о качестве большинства выпускников МВА. Тот, кто хочет оценить бизнес-школы, прибегает за помощью не только к рейтингам, которые иногда могут быть необъективными и вводить в заблуждение. Программы МВА имеют столетнюю историю, а также поддержку многих руководителей, которые сами получали степень МВА. В области бизнес-образования есть прекрасные возможности роста, особенно это относится к Азии, где университеты тесно сотрудничают с корпорациями, и к Европе, для которой программа МВА не так привычна, как для США. Хотя экономический спад может способствовать возникновению новых идей, которые приведут к реорганизации процесса преподавания бизнес-дисциплин, вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Скорее всего, школы постараются выглядеть более привлекательно с интернациональной точки зрения. МВА не потеряла свой престиж и привлекательность, так как обеспечивает выпускников не только знаниями, но и полезными связями. Чрезвычайно важно, чтобы администраторы, преподаватели и студенты еще раз подумали о том, как программы могут откликнуться на меняющиеся потребности многонациональных корпораций в столь сложных экономических условиях. По материалам Economist.com. |