06-01-2002 Учитель – ученик: держим дистанцию
Образование должно быть максимально приближено к реальной жизни, должно соответствовать запросам времени. Дистанционное образование призвано полностью исключить ситуацию, при которой новоиспеченные специалисты, устраиваясь на работу, вдруг обнаруживают, что то, чему их учили и то, с чем им пришлось столкнуться в жизни – две несколько отличающиеся друг от друга вещи. Задумайтесь на минутку о тех экономических, политических, социальных, технических, культурных изменениях, которые произошли с миром за последние полвека. В течение нескольких десятилетий наш быт изменился до неузнаваемости – компьютеры, мобильные телефоны, видеоаппаратура, глобальная сеть Интернет. Но вместе с тем есть сфера нашей жизни, которую все эти новшества затронули лишь отчасти. Речь идет об образовании. Классическая схема не изменилась: профессор передает студентам свое знание, чтобы они в свою очередь передали его другим. Так учили несколько веков назад, так продолжают учить до сих пор. И все же мир не стоит на месте. Все большую популярность завоевывает революционно новая форма образования – дистанционная. Принципиальное отличие этой формы образования от всех прежних - полная самостоятельность обучающегося, как при выборе спецкурсов, так и при моделировании их временной продолжительности и организации учебного процесса в целом. Само название этой формы образования - дистанционное, говорит о том, что учитель и ученик вполне могут находиться далеко друг от друга. По почте обучающийся получает учебный материал и практические задания, для выполнения которых необходимо сначала освоить теорию. Выполненные задания студент отправляет преподавателю, который, в свою очередь, посылает исправленный вариант и новые задания. И так дальше по кругу. Таким образом, несмотря на то, что обучающийся и преподаватель не встречаются, качественная сторона образовательного процесса от этого не страдает. Дистанционное образование – это не только кассеты, дискеты и книги почтой. Во многих странах мира – Англии, США, Франции, Китае, Испании, Канаде и т.д. – основой дистанционного образования стала Всемирная сеть Интернет. Ее уникальные технические характеристики позволяют постоянно обновлять содержащиеся на серверах центров дистанционного образования программы. Изменения виртуальных образовательных программ вызваны как непрекращающимся техническим совершенствованием самой сети Интернет, так и новейшими исследованиями в области педагогики, информационной технологии и методики преподавания. Новые коммуникационные технологии предлагают также широкий спектр способов обмена дидактическими материалами. В этой связи, интернет все больше используется в качестве эффективной поддержки педагогического процесса. На сегодняшний день интернет сам по себе является высокоэффективным дидактическим материалом. Спрос на дистанционное образования в Европе и Америке ощутимо растет. Так, например, в 1997/1998 учебном году дистанционную форму обучения предлагали 34 процента высших учебных заведений США. В 2000/2001 учебном году эту форму обучения поддерживали уже 54 процента американских вузов. Во Франции разработана целая Концепция педагогической значимости интернета. В рамках этой Концепции создана программа-путеводитель по образовательным ресурсам сети интернет, рассчитанным на франкоговорящих пользователей. Французы создали центр, который занимается отслеживанием всех интерактивных образовательных программ, в том числе и в области механики, оптики, астрономии, природоведении, физики и т.п. Здесь тестируют все виртуальные образовательные программы, причем при выставлении оценки учитывают мнения компетентных специалистов, а также отзывы рядовых пользователей сети. Главная цель программы-путеводителя – помочь каждому человеку сориентироваться на пусть еще молодом, но уже конкурентоспособном рынке дистанционного образования. Концепция педагогической значимости интернета рассчитана не только на потенциальных пользователей интерактивных образовательных программ, но и на тех, кто хотел бы составить свою собственную педагогическую программу. Если вы захотите, чтобы разработанный вами продукт стал доступен широкой аудитории, то во французском центре вам окажут всестороннюю поддержку. Во-первых, тщательно проанализируют аудиторию, на которую рассчитана ваша программа, оценят ваши ресурсы и посчитают необходимые затраты. Во-вторых, сделают достойный «педагогический дизайн» вашей программы, определят ее цели и задачи, структурируют содержание, выработают стратегию, окажут техническую поддержку. В-третьих, наладят работу вашего сайта. В-четвертых, проведут испытание предложенной вами программы, оценят ее качество и, при условии хороших показателей, не забудут прорекламировать. Словом, сделают все для того, чтобы и вы и ваши клиенты оказались довольны. Дистанционных педагогических программ существует уже довольно много. Так, например, в Канаде пользуется широкой популярностью виртуальная программа обучения этике поведения, разрабатывавшаяся в течение нескольких лет ведущими профессорами университетов Квебека. Программа рассчитана только на пользователей сети. В ходе виртуального обучения предусмотрены и лекции, и семинары, а по окончании – диплом. Программа посвящена изучению общественной морали и правилам поведения в обществе. Интересно, что частично пользователи могут сами моделировать курс этики, выбирая наиболее интересные и подходящие для них дисциплины. Работают целые виртуальные университеты, независимые от традиционных вузов, со своими учебными программами, курсами и дипломами. К интерактивным учебным заведениям относится Университет Западных Губернаторов (США), Канадский Открытый университет, Голландский Открытый университет (Голландия), Ферн(Хаген)-Университет (Германия), Открытый университет Израиля, Британский Открытый университет. Дистанционное образование - это возможность сделать всю систему образования более гибкой, чутко реагирующей и легко адаптирующейся к быстро меняющимся условиям современности. Образование должно быть максимально приближено к реальной жизни, должно соответствовать запросам времени. Дистанционное образование призвано полностью исключить ситуацию, при которой новоиспеченные специалисты, устраиваясь на работу, вдруг обнаруживают, что то, чему их учили и то, с чем им пришлось столкнуться в жизни – две несколько отличающиеся друг от друга вещи. Экономические, технические, социальные, политические изменения последних десятилетий не могут не отразиться на содержательной и материальной базе образования. Сегодня мы присутствуем при рождении новой универсальной образовательной инфраструктуры, которая ломает все границы и делает доступными прежде локализованные ресурсы. Среди неоспоримых преимуществ дистанционного образования – отсутствие временных, возрастных, социальных и иных преград образованию, его максимальная доступность и несомненная актуальность. |