12-01-2002 Новая наука или просто инструмент?
Специализация e-commerce (электронная коммерция) появилась в зарубежных вузах недавно. Лет пять тому назад, когда продажи через Интернет стали фактом и обнаружилась тенденция к неумолимому росту их объемов (5-7%% в год), бизнес-школы стали разрабатывать спец-курсы по электронной коммерции, многие из которых уже в 1997 году стали специализациями высшего образования на уровнях graduate и postgraduate. Новое направление образования позволяет учитывать вызовы времени. И первый из них – это глобализация бизнеса. Появление интернет-технологий позволяет международному бизнесу достичь своих потребителей в самом отдаленном уголке земного шара, перевести сделки в виртуальное пространство – и за счет этого добиться колоссальной экономии средств. Для виртуального бизнеса. E-commerce пока существует без строгого определения. Соответственно и статус ее не ясен: некоторые специалисты считают ее новой гибридной наукой вроде биофизики, другие полагают, что это просто новый инструмент торговли и только. Проблемы классификации и точных определений не волнуют тех, кто уже варится в этом бизнесе, они озабочены только компетентностью, своей собственной и своих сотрудников. Студенты, отвечая, почему выбрали специализацию e-commerce, шутят: «История этой науки так коротка, что надо выучить совсем немного, чтобы стать авторитетным экспертом в новой области». Но это только шутка, учить придется много: информационные сетевые технологии, правовые аспекты электронной коммерции, маркетинг в сети, экономику, психологию потребителя. Без этого невозможно разобраться, что же происходит в необъятных торговых рядах, где перед миллионами покупателей фирмы выставляют на продажу миллионы товаров и услуг, этакий всемирный интернет-магазин. Причем покупатель видит только завлекательные картинки, а товара в глаза не видел и про фирму-производителя сплошь и рядом ничего не знает. Про такую форму товарооборота говорят, что она функционирует в условиях «информационной асимметрии» – покупатель информирован гораздо меньше, чем продавец. Закономерное следствие такой асимметрии – недоверие покупателей. К тому же, масла в огонь подливают сетевые мошенники, выуживающие денежки у неподготовленных и необученных пользователей, особенно – у детей. Законодательная база для регулирования международных сделок в сети находится в зачаточном состоянии. Правительства догадываются, что порядочные суммы в виде налогов и сборов от сетевых продаж проскальзывают мимо бюджетов. Назрела необходимость в межправительственных соглашениях по этому вопросу, а пока торжествует неразбериха. В отчетом докладе конференции ООН по торговле и развитию (E-commerce and Development Report 2001) говорится: «Электронная коммерция – ключ к глобальному подъему экономики. Уменьшение цены и затрат времени на сделки, рост эффективности, несущественность расстояний – эти плюсы сделают ее важнейшим фактором экономического развития. Ноѕ» Вот с этими «но» будущим экспертам от e-commerce и придется сражаться. Дополнять имеющуюся индустрию сбыта интернетовскими вариантами, создавать в сети хорошо узнаваемые бренды, удобный интерфейс, привлекательные сайты – мало. Будущим специалистам придется изобретать способы индентификации сетевых воров и мошенников, средства защиты от хакеров и от вирусов, вторгаться с новыми идеями в международное законодательство, формировать рейтинги интернет-услуг, которые повысят доверие покупателей к честным продавцам. Уже появились фирмы, готовые предоставить организациям и частным лицам весь комплекс услуг для того, чтобы выставить на продажу в интернет все, что угодно. Например, американская компания d'Vinci Interactive делает для заказчиков и сайты в интернете и CD-ROM'ы, проводит тренинги по развитию сетевых продаж, предлагает обучающие программы для детей и взрослых. Можно заказать любое оформление своих «интернет-витрин»: с юмором, с анекдотами, с забавными мультяшками или страшилками, с любыми запоминающимися картинками. Но все-таки большинство фирм предпочитает обучить и вырастить своих специалистов. Приведем небольшой список зарубежных учебных заведений, где можно получить подготовку в области электронной коммерции, реально их уже сотни и становится с каждым годом все больше. Чем не может пока похвастаться новая область знаний – маститыми теоретиками. То есть теоретики-экономисты, теоретики-юристы, теоретики-компьютерщики лекции студентам читают, а вот преподавать собственно e-commerce приглашают профессионалов, имеющих опыт успешной работы. Зарубежные учебные заведения, предлагающие курсы e-commerce: Австралия. Charles Sturt University – Bachelor of Business-Electronic Commerce, Monash University – Bachelor of Business-Electronic Commerce, MBA, Martin College – Сертификат, диплом. Великобритания. Университет Oxford Brooks – MBA, The University of Salford – MBA. Испания. Instituto de Empresa – MBA. Канада. The University of Calgary – MBA, York College of Information Technology - Electronic Commerce (сертификат, диплом). США . San Jose State University – Программа The Electronic Commerce Management (сертификат), The Wharton School, University of Pennsylvania – MBA, Университет Калифорнии Лос-Анджелеса (UCLA) – E-commerce Program UCLA Extention, бизнес-тренинги, Denver University – Electronic Commerce (сертификат), West Chester University – TEC MBA. Франция. Бизнес-школа INSEAD – MBA. Финляндия. Helsinki School of Economics and Business Administration – MBA. Первые в России. В октябре начала работу программа «МВА в электронном бизнесе», проводимая совместно факультетом «Компьютерные технологии в бизнесе» Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и Гренобльской Высшей школой бизнеса. О новой программе корреспонденту «i» Ирине ЛУКЬЯНОВОЙ рассказывает декан факультета «Компьютерные технологии в бизнесе» АНХ, кандидат физико-математических наук Мисак ВАРТАНОВ. Три года назад программу «МВА в электронном бизнесе» предложила при содействии IBM своим студентам Гренобльская Высшая школа бизнеса, во Франции – пионер в этом направлении. Они даже не ожидали того бурного интереса, который проявил к этой программе крупный бизнес. Мы, в свою очередь, давно искали партнера, чтобы заняться этим направлением, и остановились на Гренобльской Высшей школе бизнеса. В нашей совместной программе 12 модулей, и сейчас слушатели первого набора уже прошли два модуля. 70% времени уделяется общим дисциплинам, присущим всем программам МВА: маркетинг, менеджмент, финансы, искусство переговоров, управление персоналом, 30% – электронному бизнесу. Он представлен тремя основными блоками: интернет-технологии и интернет-маркетинг, системы управления предприятием (ERP-системы), системы управления цепочкой поставок и связями с клиентами (SCM/CRM-системы). Среди первых двадцати участников программы – представители таких крупных компаний, как Автоваз, ICM-pharmaceuticals, Schwartzkopf-Henkel, Unilever. Компании чрезвычайно заинтересованы в таком обучении своих сотрудников и готовы платить за него. Дело в том, что весь курс обучения готовит к написанию диссертационной работы – а работа эта, как правило, представляет е-проект для компании, в которой работает наш слушатель. Так что компания одновременно получает и подготовленного сотрудника, и созданный специально для нее (притом с участием высококвалифицированных консультантов) проект развития е-бизнеса. Половина наших преподавателей – граждане Франции, половина – из США, Великобритании, Германииѕ Российские профессора тоже участвуют в программе; на их долю отведены 8 часов follow-up (заключительной части каждого курса). Обучение в значительной степени дистанционное; к учебникам прилагаются учебные материалы (презентации, тесты) на CD-ROM и на сайтах в интернете, так что каждый может сам выбирать темп обучения, добиваться полного понимания материала. За прошедшие два модуля слушатели обрадовали нас отсутствием прогулов и замечательной работой в группах. Одним из заданий было создание проекта сервера дистанционного обучения на базе QuickPlace от IBM, которая помогает программе и в Москве. В результате был разработан сервер, с помощью которого слушатели и преподаватели взаимодействуют в виртуальном пространстве. Конечно, мы учитываем то, что российский бизнес имеет свою специфику, однако считаем, что наши слушатели должны получить знания о том, как ведется международный бизнес во всем мире. Наши учебники обновляются каждые два года, в них всегда есть свежие case studies (анализ реальных проблемных ситуаций) – причем изучаются не только западные страны, но и восточные; кроме того, проект, над которым работают слушатели, берется из реальной жизни реальной компании. Словом, мы не концентрируемся на «российской специфике», а занимаемся, скорее, сравнительным анализом мирового и российского е-бизнеса. В области международного e-бизнеса до сих пор множество неурегулированных вопросов. Это, например, налогообложение – кстати, один из наших студентов в этом году собирается взять тему «Особенности применения налогового законодательства в интернет-сделках»: этот вопрос очень важен для его компании. Некоторые вопросы не решены пока нигде в мире – это безопасность, имеющая для развития электронного бизнеса колоссальное значение, и ответственность интернет-компаний за сделки, которые они совершают. Будь эти проблемы урегулированы, число активных пользователей интернета, совершающих в нем покупки, значительно бы выросло. Мы надеемся, что наши сегодняшние слушатели внесут свой вклад в решение этих важных для российского и международного бизнеса задач. |