17-11-2005 Новые формы бизнес-образования
В РФ развивается два типа подготовки по программам МВA (Master of Business Administration): "дженералисты" (американская модель, подготовка специалистов широкого профиля, в первую очередь умеющих работать с людьми) и "специалисты" (европейская модель подготовки более специализированных, отраслевых менеджеров). Базовая российская модель бизнес-образования тяготеет скорее к "немецкому варианту европейской модели": Германия самостоятельно развивает ряд элементов прикладного инструментария бизнеса и менеджмента, но в теории бизнеса и менеджмента активно использует американские разработки. Большинство западных программ МВA реализуются совместно с российскими учебными заведениями. Наиболее распространена схема, когда модуль бизнес-образования функционирует на базе вуза, пользуясь его инфраструктурой и профессорско-преподавательским составом. Такая схема позволяет сравнительно легко получить лицензию на выдачу диплома российского образца наряду с международным. Филиалов западных бизнес-школ, самостоятельно осуществляющих подготовку по западным программам, в России крайне мало. Западные вузы, реализующие в РФ свои программы МВA, как правило, не относятся к числу крупнейших или лучших в мире школ. В основном это школы среднего уровня, за исключением, пожалуй, только Школы бизнеса им. Хааса. Крупные западные бизнес-школы проводят политику привлечения студентов для обучения в США или Европе. По результатам опроса кадровых агентств, проведенного в ходе исследования, видно, что затраты на МВA окупаются в течение одного-двух лет: например, в Санкт-Петербурге зарплата управленца, имеющего диплом МВA, выше на 500-1000 долларов. А наиболее активный карьерный рост происходит у менеджеров среднего звена. Ежегодное количество выпускников МВA в России - примерно три тысячи человек, при этом рынок сильно централизован: львиная доля (80%) приходится на Москву, 10% - на Санкт-Петербург, еще 10% - на регионы. Объем рынка МВA по РФ - 30-40 млн. долларов. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга школы МВA есть во многих городах: Саранске, Воронеже, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Ярославле, Архангельске, Калининграде, Тольятти, Владивостоке, Перми, Благовещенске, Новосибирске. Рынок МВA в России находится в стадии роста и, по оценкам экспертов, будет расти еще минимум пять лет. Основное направление роста - модульные программы столичных МВA в регионах. Экономическая подоплека появления корпоративных университетов заключается в стремлении компаний повысить свою конкурентоспособность. Особенностью корпоративного университета, отличающей его от обычного Training Department или вуза, считается целенаправленность его образовательной политики: обучение именно тому, что необходимо для реализации стратегии компании. Как показывает мировой опыт, после решения корпоративных задач, что обычно происходит через восемь-десять лет после запуска, университет начинает продавать образовательные услуги на рынке. Серьезных корпоративных университетов в РФ немного, они существуют при крупных предприятиях, таких как "Северсталь", "Норильский никель", РАО "ЕЭС России", при этом полноценно не функциониpует ни один из них. В США корпоративный университет не является преимуществом крупных компаний. Опрос, проведенный журналом Corporate University Review совместно с университетами штатов Огайо и Аризона, показал, что штат 34% фирм, поддерживающих собственный университет, не превышает 5 тысяч человек. Кроме того, некотоpые корпорации, будучи не в состоянии самостоятельно организовать обучение даже на базе внешней сервисной компании, объединяют свои усилия. Крупные компании - "Сибнефть", "Русский алюминий", "Татнефть", "Вимм-Билль-Данн", "Северсталь", "Вымпелком" - ставят себе системы дистанционного обучения. Такая модель образования сейчас стремительно распространяется по всему миру. На этот шаг компании подвигает оценка перспектив образования для сотрудников: когда выясняется, что за несколько лет более 80% сотрудников должны пройти переподготовку, установка системы дистанционного образования оказывается дешевле и эффективнее. На Западе создание корпоративных университетов технологично оформлено: существуют специальные фирмы, сдающие университеты "под ключ". Средний бюджет корпоративного университета США составляет 13-20 млн. долларов, а расходы на обучение одного сотрудника - от 1,5 тыс. до 5 тыс. долларов в год. Оценки российских экспертов по инвестициям в отечественные корпоративные университеты колеблются в коридоре ежегодных 100-150 тыс. в мегаполисах, 60-80 тыс. в городах "первого ряда" (Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург) и 30-50 тыс. в городах "второго ряда" (Владимир, Пенза). Особое место среди учебных форм занимают тренинги, возникшие на Западе в 40-х годах ХХ века. Тренинг - один из способов ускоренной подготовки к работе в условиях гипердинамичного рынка труда. В нем не просто передаются знания о тех или иных объектах, а приобретаются практические навыки обращения с ними. В 70-е годы практически все взрослое население США прошло через систему тренингов. Сначала через тренинги "мобильности и бесстрашия", дающие ощущение новой жизни и убежденности в своих силах, потом прошла волна групповых тренингов в сфере бизнеса. Тренинги были короткие, эффективные и дорогостоящие. Это неплохой бизнес: в США за 2000 год на тренинги было потрачено около 20 млрд доллаpов. По экспертным оценкам, совокупный рынок тренинговых услуг России составляет 100-120 млн доллаpов. Появились тренинги в России в начале 90-х годов с приходом крупных западных корпораций, которые и были поначалу единственными заказчиками тренингов. Сегодня тренинговые программы как способ быстрого достижения результатов наиболее популярны среди методов повышения квалификации. Основные обороты тренинговых услуг сосредоточены в Москве, где действует свыше 300 тренинговых компаний, по доходам же доминируют пять-шесть ведущих фирм. На втором месте Санкт-Петербург. Среди остальных городов по объемам оказанных услуг лидируют Екатеринбург, Новосибирск, Самара и Воронеж. |