06-01-2002 Дешевых менеджеров больше нет
Такого на российском рынке труда не было еще никогда, даже в докризисные годы. По некоторым данным, спрос на квалифицированных специалистов и менеджеров за первые 10 месяцев нынешнего года вырос почти вдвое, а по сравнению с тем же периодом 1997 г. - на четверть. Соответственно выросли и заработки. Представителям некоторых офисных специальностей предлагают сейчас в два раза большие зарплаты, чем год назад. Авторитетные исследования кадрового агентства "АНКОР" и компании Pricewater-houseCoopers свидетельствуют об одной и той же тенденции: конкуренция на рынке труда обострилась, нехватка хороших специалистов заметна, как никогда, и компании готовы платить этим специалистам все больше. Кроме очевидного объяснения - экономика растет, и у компаний больше денег - есть и другое. В прошлом году, после резкого снижения подоходного налога, "грязные" зарплаты в компаниях заметно снизились, хотя ВВП в прошлом году рос даже быстрее, чем в нынешнем. По словам менеджера проекта "Обзоры заработных плат" компании "АНКОР" Юлии Денисовой, в течение 2000 г. зарплата менеджеров в среднем снизилась на 15 - 20% , в том числе у менеджеров по маркетингу - на 34% , а зарплата специалистов упала на 5 - 6%. Здесь нужно учитывать, что "АНКОР" получил декабрьские данные от 55 компаний, из которых меньше десятка были российскими. Речь идет о компаниях, которые платят белые зарплаты. Прошлогоднее "налоговое" снижение было для сотрудников этих компаний чисто номинальным: на руки они получали столько же, если не больше, чем годом раньше. А вот рост в нынешнем году уже серьезно отразился на благосостоянии менеджеров и профессионалов. В среднем согласно обзору "АНКОРа" зарплаты руководящего состава (до налогов) выросли за год на 80% , а зарплаты специалистов - на 42%. Рекрутинговая компания, выступающая агентом на свободном рынке труда, не случайно фиксирует такой резкий рост. "Если сравнивать период с января по октябрь прошлого года и аналогичный период этого года, то спрос на менеджеров и специалистов вырос на 97% , - говорит руководитель отдела маркетинга кадровой компании "АНКОР" Оксана Соболева. - А по сравнению с докризисным 1997 г. спрос вырос на 24% ". Работодатели все активнее переманивают друг у друга ценных сотрудников. По словам вице-президента по работе с персоналом компании Sun Interbrew Руслана Ильясова, у менеджеров создалось четкое впечатление, что сейчас они могут легко найти работу, и компаниям приходится прилагать все возможные усилия, чтобы их удержать. Данные PricewaterhouseCoopers, которая подбором персонала не занимается, скорее демонстрируют результаты этих усилий, чем ситуацию на свободном рынке (правда, PwC пока обобщила сведения лишь за первое полугодие). По данным последнего обзора зарплат, составленного Pricewater-houseCoopers, в первом полугодии 2001 г. 83% опрошенных компаний повысили заработные платы, а 69% собирались. При этом в среднем бюджет компаний на повышение зарплаты составляет 10% от общего фонда заработной платы. По данным, представленным в разделе «Практика в области оплаты труда», 31 компания, участвовавшая в обзоре, повысила зарплаты в среднем на 11-12%. При этом компании, устанавливающие зарплаты в валюте, повысили их на 9-11% , а «рублевые» компании - на 15-16%. Сильнее всего выросли зарплаты менеджеров и специалистов в следующих направлениях деятельности: юристы - 21% , менеджеры и специалисты технических служб поддержки - 10% , менеджеры по персоналу - 9%. Цифры, которые называют представители самих работодателей, ближе к оценкам Pricewater-houseCoopers, чем к статистике "АНКОРа". Например, Ильясов говорит, что в Sun Interbrew зарплата управленцев в этом году выросла примерно на 20% , а у менеджеров по продажам - на 30%. Из-за необходимости уделять больше внимания работе с персоналом хорошие специалисты в этой области ценятся все выше. "Если раньше шестизначная цифра годовой зарплаты для [вице-президентов и директоров по персоналу] была совсем редкой, то сейчас такие суммы не вызывают удивления, - говорит глава представительства кадровой компании Nicholson International Александр Забузов. - И теперь я знаю достаточно людей, зарплата которых серьезно превышает этот порог. Если раньше $80 000 в год, как правило, было пределом мечтаний, то теперь $120 000 - это вполне нормально". Еще одна причина, по которой специалисты по работе с персоналом сейчас так востребованы, - повсеместное расширение бизнеса: по словам управляющего партнера Korn/Ferry International Сергея Сердюкова, во многих компаниях штат за последнее время раздулся и владельцы ищут людей, способных справиться с этой проблемой. Владельцы компаний, по словам хедхантеров, вообще все более склонны доверять важные участки работы "наемникам". "Сейчас появляется новый класс - менеджеры, которые приходят к управлению по требованию акционеров, - объясняет консультант Egon Zehnder International Артем Авдеев. - Все больше менеджеров-собственников передают управление наемным профессионалам. Этого требует развитие предприятий. И позиций, на которых людям доверяется управление компанией, становится больше". Ильясов говорит, что эта тенденция наиболее четко прослеживается на производстве: "В наследство нам достались заводы, которые функционируют уже по 20 лет. Изначально требования к менеджменту там были другие. Сейчас же внедряется новый стиль управления, который требует от топ-менеджеров чувства ответственности, хорошего знания бюджетов, умения грамотно управлять людьми, работать эффективно и измеримо, через какие-то результаты. И мы понимаем, что таким людям нужно платить гораздо больше, чем прежде". А вот в следующем году, предсказывают консультанты, наибольший спрос - и не только в России, но и на Западе - будет на людей, умеющих работать с клиентами. "Согласно данным, полученным в ходе последнего исследования компании Accenture, в будущем году руководители ведущих мировых компаний будут уделять особое внимание сфере работы с клиентами", - говорит директор по маркетингу российского отделения Accenture Наталья Хонякова. Это еще одно следствие нарастающей конкуренции, говорит Забузов из Nicholson International: и привлекать, и удерживать клиентов становится все труднее. |